укр eng рус

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Recent news
References
Chambers Europe

“The team was recently visible advising on a number of pharmaceutical cases. Sources agree that the team is “moving in the right direction” and are particularly impressed by its work in the pharmaceutical sector”.

 

The Acting Government Will Not Dare to a Breakthrough in the Land Issue

06.08.2012

This content is available only in original language of publication – Russian.

Бизнес, 6 августа 2012

http://www.business.ua/articles/tribune/Deystvuyuschaya_vlast_ne_reshitsya_na_proryv_v_zemelnom_voprose-34925/

Доступное бизнесу кредитование – одна из основных предпосылок существования и развития полноценных рыночных отношений. Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой базовым элементом кредитной системы является банк. Современные коммерческие банки, работающие на рынках наиболее развитых мировых экономик, предоставляют клиентам множество различных банковских услуг и продуктов, независимо от профиля деятельности компании.
Однако в современной Украине ситуация несколько иная. Например, отечественные коммерческие финучреждения по ряду объективных причин не могут предложить сельхозпроизводителям свободный доступ к рыночным кредитным продуктам. Именно с этим связаны планы Кабинета министров создать Государственный земельный банк с уставным капиталом в 120 млн грн., озвученные в июле этого года.

Монеты под ногами

Сложившаяся дискриминация отчасти является следствием общей культуры ведения бизнеса в нашей стране, отчасти – следствием постоянного и непрерывного изменения действующего законодательства в наиболее чувствительных для бизнеса сферах, что не может не сказываться на общей инвестиционной привлекательности аграрного сектора.

Одним из основных факторов сдерживания кредитования в агросекторе – государственная политика, всеми правдами и неправдами блокирующая на протяжении более чем 20 лет независимости Украины открытость рынка сельскохозяйственных земель для иностранных граждан и юридических лиц. По поводу того, хорошо это или плохо, в стране до сих пор не сформирована единая позиция, и дискуссии в этой связи разгораются нешуточные. Впрочем, представители аграрного бизнеса сходятся во мнении, что так или иначе, но в долгосрочной перспективе для финансового оживления села необходимо, во-первых, разблокировать оборот земель сельскохозяйственного назначения, «монетизировав» таким образом основной ресурс не только отрасли, но и всего государства в целом. Во-вторых, потребуется запустить реальный рынок ипотечного кредитования под залог такой земли.

Учитывая, что земля сельхозназначения – едва ли не единственный стратегический актив Украины, не знавший приватизации, а рынок земли открывает реальные возможности для получения долгосрочных кредитов, выходом из сложившейся ситуации должно стать создание Государственного земельного банка как ключевого игрока в сегменте кредитования аграрного сектора. Предполагается, что основными его функциями станут консолидация земельных участков, управление ими и продажа, выпуск ипотечных облигаций, предоставление кредитов под залог земли, контроль за соблюдением законодательства в сфере ипотечного кредитования.

История вопроса

Идея создания государственных земельных банков, специализирующихся на предоставлении ссуд под залог земли, не нова. Так, одним из первых подобных банков в Европе принято считать созданный для оказания финансовой помощи крупным помещичьим владениям государственный ипотечный банк, учрежденный в 1770 г. в Силезии. Примерно на этот же период приходятся первые попытки формирования цивилизованной системы агрокредитования в царской России. Так, в 1754 г. в Москве и Санкт-Петербурге были учреждены дворянские заёмные банки, которые, с 1766 г. открыли выдачу ссуд крестьянским хозяйствам. К началу ХІХ в. активы этих банков были переданы Государственному заёмному банку, который специализировался на кредитовании мелких и крупных землевладельцев.

В 1882 г. начал свою деятельность Государственный крестьянский поземельный банк, выдававший крестьянам долгосрочные ссуды для покупки земли. При его участии было продано и куплено 2,4 млн. десятин земли, в основном помещичьей.

Государственный крестьянский поземельный банк и учрежденный позднее Государственный дворянский земельный банк стали основой для создания единого Государственного банка Российской империи, скупившего к 1905 г. около млн десятин земли на 67 млн. руб. и выдавшего 410 млн. руб. ссуд, благодаря которым крестьяне купили 5,9 млн. десятин земли.

Что подготовлено

Находящийся на рассмотрении парламента проект закона №9001-д от 07.12.11 г. «О рынке земель» определяет Государственный земельный банк как специализированный ипотечный банк, создаваемый решением Кабинета министров и имеющий исключительное право на осуществление деятельности на рынке земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с требованиями данного закона, Закона «О банках и банковской деятельности», других законов, а также нормативно-правовых актов НБУ.

По мнению субъекта законодательной инициативы, народного депутата Григория Калетника полномочия создаваемого финансового института, а также механизм его создания исключают реализацию земель сельхозназначения нерезидентам, обеспечивая, таким образом, как конституционные права граждан Украины, так и продовольственную безопасность государства.

Среди заявленных целей Государственного земельного банка – создание системы долгосрочного (до 20 лет) ипотечного кредитования сельскохозяйственных производителей под 8-9% годовых для технического и технологического переоснащения сельскохозяйственного производства, развития сельских территорий, формирования инвестиционно привлекательного и конкурентоспособного аграрного сектора.

Так, в соответствии с законопроектом Государственный земельный банк будет, в частности, осуществлять:
• непосредственное либо опосредованное, через механизм гарантий, кредитование сельхозтоваропроизводителей под залог земли, иного недвижимого имущества;
• кредитование граждан под залог недвижимого имущества для развития собственного сельскохозяйственного владения;
• контроль за целевым использованием средств;
• куплю-продажу, передачу в аренду земельных участков сельхозназначения для ведения товарного производства и фермерского хозяйства.

Кроме того, предполагается, что в будущем организационный и финансовый ресурсы финучреждения позволят решать «земельные» вопросы, связанные со строительством инфраструктурных объектов общегосударственного значения (дороги, трубопроводы, каналы и т.п.).

Риски и угрозы

Следует отметить, что озвученые планы создания «суперигрока» на будущем земельном рынке вызывают определенные опасения. В частности, существует угроза монополизации рынка кредитования под залог земли, что приведет к непрозрачному функционированию подобных учреждений. Вдобавок есть риск понести убытки в случае невозможности самоокупаемости такого банка без масштабных государственных дотаций. В связи с этим вспоминается судьба обанкротившегося банка «Украина», специализировавшегося в основном на кредитовании аграрного сектора, а также аналогичных проектов в ряде стран Восточной Европы.

Помимо прочего общий уровень правовой культуры в нашей стране не позволяет рассматривать вопросы, связанные с созданием Государственного земельного банка, вне контекста текущей политической ситуации, а также реальных мотивов, которыми руководствуются конкретные люди, продвигающие соответствующие политические решения на государственном уровне. Поэтому предельно четкого законодательного урегулирования требуют вопросы контроля за деятельностью создаваемого банка.

В контексте описанных проблем целесообразным представляется, в частности, привлечение к управлению банком авторитетных иностранных специалистов в качестве независимых директоров, что можно было бы предусмотреть на законодательном уровне. Это, с одной стороны, обеспечило бы максимальную прозрачность и публичность деятельности банка, а с другой – упростило бы и удешевило привлечение средств из внешних источников.

Так или иначе, пока ни законопроект, ни высказывания высоких государственных чиновников, ни постановление Кабинета министров не позволяют сформировать однозначного представления о том, как именно будет работать Государственный земельный банк. Обусловлено это во многом привязкой начала деятельности банка к такому до предела политизированному вопросу, как отмена моратория на куплю-продажу сельскохозяйственных земель.

Учитывая нестабильность политической ситуации, есть все основания полагать, что действующая власть не решится на прорыв в сфере земельных отношений, и земельный вопрос будет «заморожен» до лучших времен. Поскольку перспективы отмены моратория остаются туманными, крайне неопределенным видится и будущее Государственного земельного банка.

 
© 2017 Ilyashev & Partners / Mobile version