укр eng рус
Recent news
References
Chambers Europe

“The team was recently visible advising on a number of pharmaceutical cases. Sources agree that the team is “moving in the right direction” and are particularly impressed by its work in the pharmaceutical sector”.

 

Mockery of Sense

01.12.2010

This content is available only in original language of publication – Russian.

Компаньон, 9 декабря 2010
http://www.companion.ua/Articles/Content?Id=126174

С 1 января 2011 г. в Украине будет действовать новый пакет антикоррупционных законов. Среди прочего можно отметить введение ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений; дополнение Кодекса об административных правонарушениях главой о коррупционных административных правонарушениях; дополнение Уголовного кодекса разделом о преступлениях в сфере служебной деятельности в юридических лицах частного права и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг, а также внесение изменений в уже существующие его статьи и увеличение санкций.

Однако даже новые законы в полном объеме не решают проблему. Например, значительно расширен перечень лиц, которые могут быть уличены в коррупционных деяниях, и появилось такое понятие, как «близкие лица» (супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, усыновители и усыновленные, иные лица при условии их совместного проживания с субъектом ответственности за коррупционные правонарушения и ведения с ним общего хозяйства). Но практика требует расширения данного списка. Я включил бы в него также бывших жен/мужей, дядь и теть, двоюродных братьев и сестер, племянников и их супругов, детей супругов от предыдущих браков и внебрачных детей.

В законе содержится еще одна интересная мера, призванная побороть украинское родство и кумовство: «субъекты ответственности за коррупционные правонарушения не могут иметь в непосредственном подчинении близких им лиц или находиться в их непосредственном подчинении». Но запрет не распространяется на тех, кто работает вместе в одном органе, но не находится в непосредственном подчинении. Вся семья может работать, например, в госадминистрации, но в разных отделах. К тому же чиновник может оформить фиктивный развод с женой, она поменяет место регистрации — и они уже не являются близкими лицами.

Несмотря на недостаточную эффективность нового законодательства, понятным является желание определенной категории лиц избавиться от дополнительных рисков. Имея в виду вышеизложенное, а также смену власти в стране, решение Конституционного суда по делу № 1-27/2010 от 06.10.2010 г. я не назвал бы неожиданным. Суд избавил лиц, претендующих на занятие должностей, связанных с выполнением функций государства или органов местного самоуправления, от необходимости предоставления для проведения проверки сведений о доходах, их источниках и обязательствах финансового характера, в том числе за границей, относительно своих близких и наличии у них корпоративных прав.

Хотя необходимость предоставлять подобную информацию в отношении самих себя у вышеуказанных лиц осталась, она, по сути, является фикцией, так как очевидно, что подавляющее большинство претендентов окажутся практически голодающими, не имеющими жилья и транспорта, живущими у родственников и кормящимися за их счет. Эти же родственники за свои деньги будут одевать их в дорогую одежду и давать в пользование эксклюзивные иномарки. А вот доходы, активы, а также источники доходов близких лиц теперь проверять нельзя.

Следует отметить, что новый закон содержит нововведения, способные негативно повлиять на жизнь обычных людей, которые об участии в коррупционных действиях и доходах коррупционеров слыхом не слыхивали. Со вступлением в силу закона такие доходы для них по-прежнему останутся грезами, а вот формальные признаки коррупции со всеми вытекающими из этого последствиями в виде возможного наступления ответственности в их буднях — появятся. Например, в стране есть много семей учителей, врачей. Как быть этим людям, скажем, в сельской местности, если в школе работают всего несколько учителей, а в пункте оказания медицинской помощи — только фельдшер и медсестра? Получается, что кто-то в такой семье должен либо не работать, либо ездить на работу в другой населенный пункт.

А как быть частным предпринимателям, которые теперь не могут совмещать свою деятельность с другим оплачиваемым трудом? Сотни тысяч, если не миллионы частных предпринимателей параллельно еще где-то работают, и абсурдно всех их считать коррупционерами.

Я не удивлюсь, если правоохранительные органы с целью выполнения плана будут рапортовать о стахановских темпах борьбы с коррупцией, борясь при этом не с неприкасаемыми в нашей стране чиновниками, а с дедушками-сапожниками, подрабатывающими на жизнь ночными сторожами.

 
© 2017 Ilyashev & Partners / Mobile version