укр eng рус est

Publications

Recent news
References
Chambers Europe

“The team was recently visible advising on a number of pharmaceutical cases. Sources agree that the team is “moving in the right direction” and are particularly impressed by its work in the pharmaceutical sector”.

 

New Age Financial Pyramids

21.06.2012

This content is available only in original language of publication – Russian.

Компаньон, 21 июня 2012
http://www.companion.ua/Articles/Content?Id=200073

Возрождение «МММ» в новом формате обнажило многочисленные пробелы законодательства не только Украины, но и других стран, регулирующего вопросы финансовых услуг, рекламы и телекоммуникаций.

В соответствии с действующим законодательством Украины «МММ-2011» не является юридическим лицом и финансовым учреждением, деятельность которых со стороны государства достаточно жестко регулируется и контролируется. В связи с отсутствием соответствующих полномочий, контролирующие и надзорные органы, причем не только в Украине, обратились к гражданам с призывом не вкладывать деньги в систему, а также выступили с инициативой внесения изменений в законодательство.

Учитывая общеизвестный факт судимости Мавроди, а также то, что деньги вкладчикам предыдущего «МММ» за почти 20 лет никто так и не вернул, можно говорить о том, что «МММ-2011» в отличие от существовавшего в 1990-х построен не только как финансовое учреждение (вернее, его аналог по сути), но и как идеологизированная социальная сеть, в которой деньги хоть и играют важную, но не всегда решающую роль. В чем-то «МММ-2011» оказался и заменителем официально запрещенного у нас игорного бизнеса – подавляющее большинство так называемых вкладчиков принимают участие в данном проекте, прекрасно осознавая все его риски, и не вкладывают все свои сбережения, как это было раньше, а жертвуют суммами, которые им не жалко потерять, в обмен, по сути, на адреналин. То есть целью является не только получение сверхприбыли без каких-либо усилий, но и желание угадать пиковый момент перед крахом, в который можно успеть снять средства, еще и получить прибыль. Сделав это за счет тех, кто не угадал и не успел, и таким образом как бы оказавшись умнее других.

Можно также отметить, что если во время первого пришествия «МММ» в 1990-х арест Мавроди послужил толчком для крушения пирамиды, то с момента его ареста в апреле этого года и последующего исчезновения до появления в СМИ информации о развале пирамиды прошло около полутора месяцев, в течение которых пирамида продолжала работать. Постоянно усиливающаяся активность властей, причем не только в Украине, возбуждение уголовных дел в России, Молдове, Беларуси внесла свою лепту в ускорение краха «МММ-2011». В Интернете была размещена информация о резком снижении доходности, отмене бонусов новым участникам и ликвидации части структур пирамиды. Если проводить аналогию с банками, резкое прекращение исполнения обязательств перед вкладчиками является практически дефолтом. Как правило, следствие этого – массовый вывод средств, который может «положить» даже крупный банк, имеющий серьезные активы, а в случае с «МММ-2011» по-прежнему остается непонятным, как он может хоть на чем-то заработать. Соответственно, можно сделать вывод о том, что обязательства в данном случае, ничем не обеспечены.

Что касается «МММ-2012», то по своей сути она ничем не отличается от «МММ-2011». Можно предполагать, что ее участь окажется аналогичной – будет реклама, будут так называемые вкладчики-игроки, как это ни парадоксально, но найдутся и «серьезные вкладчики», будет давление властей с прогнозируемым финалом.

Исходя из действующего украинского законодательства и сложившейся практики, доказать факт мошенничества – сложная задача. Формально «МММ-2011» является не финансовым учреждением, а так называемой электронной пирамидой и не принимает вклады, люди сами перечисляют друг другу деньги, которые, по заявлениям организатора, не переходят в его собственность, а хранятся на счетах вкладчиков или посредников. В отличие от 90-х годов, Мавроди неоднократно предупреждал, что «МММ-2011» – финансовая пирамида, которая в любой момент может рухнуть. Думаю, что установить круг всех лиц, причастных к получению денежных средств, отследить пути расходования ими полученных денег, доказать преступный умысел, предварительный сговор, присвоение денег и целенаправленный обман будет практически невозможно. Если предположить, что уголовное дело возбудят, и, учитывая общественный резонанс и позицию властей, к ответственности кого-то и привлекут (пусть даже всех причастных, включая самого Мавроди), думаю, что вкладчикам «МММ-2011» легче от этого станет, может быть морально, так как невозможно будет вернуть им вложенные деньги (как это произошло и в предыдущий раз).

Мотивы так называемых вкладчиков-игроков понятны. Не понятно, чем руководствуются люди, всерьез вкладывающие достаточно крупные для них суммы в подобные проекты, в полной уверенности отождествляя их, например, с банковскими депозитами, но только с огромными процентами. Если взять тот же депозит в банке, он размещается в официально созданном финансовом учреждении с необходимыми лицензиями, его деятельность жестко регламентируется, есть контролирующие органы, имеется договор, которым регулируются отношения между сторонами, предусмотрены права вкладчика и обязательства банка, есть Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Но даже все вышеперечисленное не дает стопроцентной гарантии – банк также может рухнуть (или же его могут «положить»), государство может ограничить выплаты. Что же тогда можно говорить о финансовых пирамидах типа «МММ», когда изначально отсутствуют любые, даже минимальные и иллюзорные, документально подтвержденные обязательства о возврате денежных средств, гарантии выплат и соответственно предпосылки для благоприятного исхода?

А ведь после краха «МММ» именно такие «серьезные» вкладчики наверняка будут обращаться с претензиями, причем почему-то к государству (как это, например, было в случае с Элита-Центром). Следует отметить, что такие претензии будут безосновательными, так как операции с денежными средствами подобного рода осуществляется на свой страх и риск, и у государства нет оснований компенсировать за счет средств налогоплательщиков убытки, понесенные отдельными лицами в результате неудачного вложения ими денег. Но такие люди всегда найдут способ потерять деньги еще и с последующим обвинением в своих несчастьях всех вокруг. Не будет «МММ-2011» – они с нетерпением будут ждать появления «МММ-2012». И не просто вложат, а деньги на вклад возьмут в кредит под 40 % годовых, заложив при этом все свое имущество. Потом во всех бедах не только государство, но и банки можно будет обвинить. И хотя признать человека недееспособным может только суд, подобные поступки некоторых индивидуумов по своей сути сложно назвать чем-то иным.

Наиболее эффективным методом, которым государство могло бы защитить таких людей от самих себя, в данном случае является комплекс мер по созданию специального законодательства о финансовых пирамидах, в том числе внесение соответствующих изменений в:
• Уголовный кодекс;
• законодательство о рекламе с целью недопущения популяризации финансовых пирамид среди населения;
• законодательство о телекоммуникациях, недопущение деятельности соответствующих сайтов;
• законодательство, регулирующее электронный документооборот и использование электронных денег;
• законодательства о финансовом мониторинге.

Действенным методом могло бы быть также установление ответственности не только для создателей финансовой пирамиды, но и для лиц, занимающихся участием в ее развитии, популяризацией и вовлечением в ее деятельность, так называемых вкладчиков на разных уровнях, начиная от обычных и заканчивая десятниками, сотниками, тысячниками и т.д – чем больше участников человек вовлек, тем больше ответственность.

Можно также частично перенять опыт других стран. Например, в США, где идет жесткая борьба с финансовыми пирамидами, существует разграничение таких пирамид и многоуровневого сетевого маркетинга (МLМ). Правда, такое разграничение осуществляется не на федеральном уровне, то есть не с помощью единого закона, а посредством принятия Федеральной торговой комиссией серии решений. Также на уровне штатов принимаются соответствующие нормативные акты, в которых подробно регулируются правовые аспекты деятельности МLМ. При прецедентной системе права это дает эффект.

В Канаде принят Акт о конкуренции, являющийся законом, направленным на борьбу с финансовыми пирамидами. В случае неисполнения требований данного закона участники МLМ будут обвинены в мошенничестве и оштрафованы на сумму 200 тыс. канадских долларов или лишены свободы сроком на один год, а при наличии в деятельности признаков финансовой пирамиды срок тюремного заключения может составлять до пяти лет.

В Украине парламентом рассматривался, однако был отклонен проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения электронных денег и противодействия созданию финансовых пирамид (№ 9476 от 17.11.2011 г.) в соответствии с которым деятельность этих пирамид приравнивалась бы к мошенничеству с финансовыми ресурсами.

 
© 2018 Ilyashev & Partners / Mobile version