укр eng рус est

Publications

Recent news
References
Chambers Europe

“The team was recently visible advising on a number of pharmaceutical cases. Sources agree that the team is “moving in the right direction” and are particularly impressed by its work in the pharmaceutical sector”.

 

Nation is Not an Object for Raiders

01.02.2010

This content is available only in original language of publication – Russian.

Экономические известия, февраль 2010
http://eizvestia.com/blogs/full/4189452

На прошлой неделе власть снова удивила избирателей: на сей раз сеансом борьбы за кресло министра внутренних дел. Стороны конфликта апеллировали к законам и Конституции, но на самом деле вряд ли вопрос законности действий был приоритетным для кого-либо из участников скандала. Как юрист могу сказать, что обе стороны в первую очередь основывались на принципе политической целесообразности. Попытаемся восстановить хронологию событий и дать ей юридическую оценку.

Нельзя поставить под сомнение законность решения парламента об отставке Юрия Луценко с поста министра внутренних дел: закон «О Кабинете Министров Украины» предусматривает право Верховной Рады увольнять члена правительства. А вот дальнейшие события не имеют однозначной оценки. В день увольнения последовало представление о назначении господина Луценко первым заместителем министра внутренних дел. Наверное, оценка законности этого действия и является ключевой для определения законности возложения на Юрия Луценко обязанностей министра. Ведь кто такой «и.о.»? Законы не дают определения этого понятия. Речь может идти лишь о том, что одно должностное лицо временно исполняет обязанности другого по причине болезни, отпуска и пр. Но это нельзя применять к выборным должностям.

Скажем, в случае болезни президента нет никого, кто является и.о. главы государства, в случае болезни народного депутата — не появляется и.о. члена парламента. Таким образом, первый замминистра внутренних дел если и выполнял обязанности главы министерства, то не имел прав министра, в т.ч. права вносить представление о назначении заместителя. Так что это действие является сомнительным с правовой точки зрения.

Затем последовало голосование по кандидатуре господина Луценко и возложение на него обязанностей министра. На следующий день — прогнозируемый иск в суд о незаконности решения правительства и не менее вероятное решение суда о приостановке действия данного решения Кабмина. Вроде бы поставлена точка, по крайней мере до выборов. Но в воздухе витает вопрос: почему кандидатуру Юрия Луценко на должность первого замминистра не внес другой министр, например, здравоохранения? Нигде не указано, что министр вносит представления только на своих замов…

Недавно в рамках одного дела я общался с британскими юристами. Они спрашивали: можно ли в нашей стране защитить свои интересы, эффективна ли украинская судебная система? А вечером в отеле они посмотрели репортаж о событиях на полиграфкомбинате «Украина» — и часть их вопросов отпала сама по себе. И я подумал: а если бы они задержались на пару дней и узнали о ситуации с министром внутренних дел? Или приехали раньше и стали свидетелями свистопляски вокруг главы Высшего админсуда (для тех, кто не знает: в этом суде сейчас два и.о. председателя, две печати и т.д.)? Думаю, в следующий раз они бы в нашу страну не приехали.

Напомню заинтересованным лицам: есть не только буква, но и дух закона. Не все можно описать на бумаге. Часть очень важных вещей находится вне правового поля — в области чести и совести. Может, пришло время остановиться и перестать воспринимать страну как корпорацию, за которую ведется война?..

 
© 2018 Ilyashev & Partners / Mobile version