укр eng рус

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Recent news
References
Chambers Europe

“The team was recently visible advising on a number of pharmaceutical cases. Sources agree that the team is “moving in the right direction” and are particularly impressed by its work in the pharmaceutical sector”.

 

Goats and Cabbage

01.06.2010

This content is available only in original language of publication – Russian.

Компаньон, 2 июня 2010
http://www.companion.ua/Articles/Content/?Id=86164

Должно ли правительство думать только о снижении ставок отдельных налогов и сборов или важнее фокусироваться на оптимизации системы их сбора и увеличении базы плательщиков? Как партнер юридической фирмы, занимающейся в том числе и налоговыми спорами, я уверен, что важнее второе, и хорошо бы побыстрее. Хотя бы потому, что на сегодняшний день в Украине эффективной системы сбора налогов просто не существует. «Наверху» установили некие ставки налогов и сборов и пытаются их взыскивать, вместо того чтобы найти баланс между тем, что предприниматель может безболезненно платить, и тем, что государство хочет с него получить.

Стоит ли после этого удивляться тому, что ряд крупных компаний с украинскими корнями зарегистрированы в швейцарском кантоне Цуг? Не потому что модно, а потому что там «договорная» налоговая система. Предприниматель и налоговая служба находят баланс между тем, сколько первый готов заплатить, и сколько вторая хотел а бы с него получить.

Конечно, с нашим уровнем коррупции так не жить. Но идея-то правильная: не должно быть уравниловки! Разве могут две фирмы, одна из которых занимается оказанием услуг по перепродаже дизайнерских проектов и несет минимум затрат, а вторая производит лекарства и несет колоссальные затраты, платить одинаковые налоги? Не пора ли перейти к прогрессивной шкале, например, налога на прибыль для разных видов бизнеса? Если бизнес малозатратный, например, оказание тех же юридических услуг, ему и 25% — не предел. А вот металлургам и 5% достаточно, конечно, при условии наличия затрат на реинвестирование; государство все равно возьмет свое за счет их большого оборота.

Помимо этого, у нас как-то забывается безумно дискриминационная разница между налогообложением частного предпринимателя и предприятием. Но «единщики» суммарно платят во все бюджеты и фонды 0,18% сводной цифры, а львиную долю бюджета наполняют предприятия.

Может, стоит решиться на еще одно ноу-хау? В отличие от Украины, где основное налоговое бремя лежит на предприятиях, в США подоходный налог составляет в разы большую часть бюджетных поступлений, нежели иные сборы. Все равно конечным бенефициаром каждого предприятия является именно физическое лицо — его и надо облагать, независимо от того, из каких источников получены деньги. Чем человек богаче, тем больше налоги — так принято во всем цивилизованном мире. При этом отчет для законопослушных граждан перед фискальными органами не должен превращаться в унизительную процедуру, а осуществляться с применением современных технологий.

На мой взгляд, ключевой момент в настоящей, а не показной реформе — перевод основного налогового бремени с юридических лиц на физические. Вот это был бы настоящий рывок в будущее.

Хочу отметить еще один вопиюще очевидный факт: у нас главная и зачастую единственная функция налоговой инспекции — фискальная. То есть как можно больше взыскать в бюджет, придумывая для этого, скажем, что относить на валовые затраты предприятия, а что нет, благо, коряво выписанное налоговое законодательство это позволяет.

Колоссальная пропасть между Украиной и западным миром заключается еще и в том, что у нас чиновники в каждом предпринимателе видят исключительно вора. Вся налоговая строится по принципу поощрения инспектора «за то, что оштрафовал», вместо того чтобы наказывать «за то, что испортил жизнь добросовестному предпринимателю». Логика ГНА очевидна — из 100 оштрафованных предприятий пусть 50 и пойдут судиться (и с высокой долей вероятности выиграют суд), но 50 — заплатят штраф. На том и стоим.

Самым ярким проявлением несовершенства нынешней системы, задающим градус коррупции в повседневной жизни и экономике, является НДС. В наших реалиях он превратился в канал воровства денег из бюджета с помощью коррупционных схем.

Да, государство с этим борется, но борется согласно собственному уразумению, по принципу «козла и капусты». Представьте, что вы — сторож на поле капусты, на которое через дырявый забор лезут козы. Как сохранить капусту? Правильный ответ: отгонять коз бесполезно, надо латать забор. Но наш чиновник ведет себя, как сторож, который за откат в 30% допускает желающих к «капусте». При этом реально работающие предприятия годами не могут получить возмещение НДС.

А почему, собственно, государство уже много лет ничего не делает? Почему ему проще снизить ставку вместо реформирования абсолютно неэффективной системы налогового администрирования? Все примитивно до ужаса — так проще: с юридического лица легче получить налоги, чем с физического. Бюрократии легче снизить налоги, чем думать, как менять систему администрирования.

 
© 2017 Ilyashev & Partners / Mobile version