укр eng рус

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Recent news
References
Chambers Europe

“The team was recently visible advising on a number of pharmaceutical cases. Sources agree that the team is “moving in the right direction” and are particularly impressed by its work in the pharmaceutical sector”.

 

Influence of the Law № 3609-VI on the Сorporate Profit Tax Assessment

19.08.2011

This content is available only in original language of publication – Russian.

Юрист&Закон, 3 августа 2011

1 августа 2011 года Президент Украины подписал, принятый парламентом во втором чтении Законопроект №8217, который вносит существенные изменения в Налоговый кодекс Украины (далее – «НК Украины»). Так, Закону Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. присвоен иной номер – №3609-VI (далее – «Закон № 3609-VI»). Указанный закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования. При этом отдельные его нормы вступают в силу с 1 августа 2011 г., с 1 октября 2011 г., с 1 января 2012 г. А норма, регулирующая «импортные» расходы налогоплательщика, считается вступившей в силу уже с 1 апреля текущего года.
Законодатель продолжает сближать налоговый учет с бухгалтерским, тем самым, подчеркивая, что данные налогового учета базируются на данных именно бухгалтерского учета.
Так, Законом №3609-VI были внесены изменения в статью 138 НК Украины, которая определяет состав затрат и порядок их признания. Теперь НК Украины содержит норму, согласно которой другие расходы налогоплательщика признаются расходами отчетного периода, в котором такие расходы были осуществлены, уже согласно правилам бухгалтерского учета.
Кроме того, подпункт 138 НК Украины дополнен абзацем, исходя из содержания которого, общепроизводственные расходы налогоплательщика относятся на себестоимость изготовленных и реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг также в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета.
Определение общепроизводственных расходов предоставляется в п.п.138.8.5 НК Украины, среди которых, например, расходы на управление производством (оплата труда работников аппарата управления цехами, участками; амортизация основных средств общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения; амортизация нематериальных активов общепроизводственного (цехового, участкового, линейного) назначения; расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт, страхование, оперативную аренду основных средств, других необоротных активов общепроизводственного назначения; расходы на совершенствование технологии и организации производства (оплата труда и взносы на социальные мероприятия работников, занятых усовершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности, других эксплуатационных характеристик в производственном процессе; расхода материалов, приобретенных комплектующих изделий и полуфабрикатов, оплата услуг сторонних организаций); расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и другие услуги по содержанию производственных помещений и прочее.
Следует отметить, что после внесения изменений в НК Украины к расходам физических лиц, зарегистрированных на общей системе налогообложения, будут относиться документально подтвержденные затраты, которые включаются в расходы операционной деятельности согласно ІІІ разделу НК Украины. До принятия Закона №3609-VI на расходы можно было отнести какие-либо затраты, не запрещенные статьей 139 НК Украины, а не исключительно операционные. Следовательно, сузился перечень затрат, которые предприниматели, зарегистрированные на общей системе налогообложения, смогут отнести на расходы, что в свою очередь приведет к увеличению базы налогообложения налога на прибыль.
Одним из ключевых изменений, внесенных в НК Украины Законом №3609-VI, является также положение согласно которому налогоплательщику предоставляется право корректировать доход отчетного налогового периода в случае возврата авансов (иных платежей), полученных до вступления в силу ІІІ раздела Кодекса и учтенных в составе валовых доходов. Аналогично при возврате учтенных в составе валовых расходов авансов, выданных до 1 апреля 2011 года, на сумму такого возврата осуществляется корректировка расходов отчетного налогового периода, в котором такие авансы были возвращены.
Кроме этого Законом №3609-VI предусмотрено, что при отгрузке товаров (результатов работ, услуг) в счет авансов, полученных до 1 апреля 2011 года, расходы, которые формируют себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, осуществленных после вступления в силу НК Украины, признаются расходами на дату отгрузки таких товаров, при условии, конечно, что такие затраты не были включены в состав валовых расходов ранее.
Законом №3609-VI дополнено подпункт 145.1.1 НК Украины абзацем, согласно которому в случае, если правоустанавливающий документ не определяет срок использования нематериального актива, такой срок определяется в размере 10 лет беспрерывной эксплуатации этого актива. До принятия указанного Закона, порядок определения срока эксплуатации нематериального актива, если этот срок не был установлен правоустанавливающими документами, отсутствовал.
Кроме вышеперечисленных изменений, следует также указать, что Законом №3609-VI определено правила использования основных средств концессионером. Так, п.п.146.12 было дополнено и указано, что к расходам отчетного налогового периода относится сумма затрат, связанная с ремонтом и улучшением основных средств, включая арендованные или полученные в концессию, созданные концессионером в размере, который не превышает 10% совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств на начало отчетного года.
Стоит также отметить, что Закон №3609-VI не исключает из НК Украины п.п.139.1.12, так как было принято решение, что вопрос о не включении к валовым расходам плательщика налога на прибыль предприятий затрат, связанных с приобретением товаров/работ/услуг у плательщика единого налога, целесообразно рассматривать в законопроекте №8521, которым предполагается внести изменения в НК Украины относительно упрощенной системы налогообложения.
Из Закона №3609-VI были исключены некоторые нормы, предусмотренные Законопроектом №8217, в связи с тем, что такие нормы, по мнению законодателя, значительно суживают базу налогообложения налогом на прибыль.
В целом, Закон №3609-VI вносит достаточно большое количество изменений в НК Украины. При этом большинство из таких изменений являються положительными.

 
© 2017 Ilyashev & Partners / Mobile version