укр eng рус

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Recent news
References
Chambers Europe

“The team was recently visible advising on a number of pharmaceutical cases. Sources agree that the team is “moving in the right direction” and are particularly impressed by its work in the pharmaceutical sector”.

 

Hostels: Transfer Cannot Be Left

27.08.2012

This content is available only in original language of publication – Russian.

Эксперт, 27 августа 2012
http://expert.ua/articles/18/0/10513/

Принятый недавно Закон Украины «Об общегосударственной целевой программе передачи общежитий в собственность территориальных общин на 2012–2015 годы» (см. «Продать и уничтожить») свидетельствует о готовности государства начать передачу территориальным общинам всех общежитий, которые находятся в сфере действия Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий»

Не особо вдаваясь в подробности того, какое количество общежитий уже находится в частной собственности либо аренде, и насколько законными были схемы их передачи, за принятие программы проголосовало 345 народных депутатов.

По данным Минрегионстроя, по состоянию на начало апреля этого года в Украине числится 4045 общежитий, на которые распространяется действие закона о правах жителей общежитий. Принятая программа рассчитана на четыре года, и в результате ее выполнения в собственность территориальных общин предполагается передать 1058 общежитий общей площадью 2,5 млн квадратных метров. К сожалению, нет официальных данных о том, сколько общежитий за 21 год независимости было передано территориальным общинам.

Действие документа распространяется лишь на «старые» общежития, фактически еще советской постройки: на те, что до сих пор находятся в государственной либо коммунальной собственности (с некоторыми исключениями) либо на те, что ранее были в госсобственности и попали в уставные капиталы предприятий, появившихся в процессе приватизации (корпоратизации). Граждане, больше пяти лет зарегистрированные в общежитиях, фактически проживающие в них и не имеющие собственного жилья, смогут приватизировать там свои комнаты. Но не сразу — объект сначала должен быть передан в собственность территориальной общине и только после этого, если местный совет примет решение о разрешении приватизации, жильцы смогут реализовать свое право.

Предусматривается и финансирование программы в размере 1,2 млрд гривен. Оно будет осуществляться за счет средств местных и государственного бюджетов в равных частях, а также других источников, предусмотренных законом (правда, последний не уточняет, что это за «другие источники»). Средства пойдут на изготовление необходимой технической документации, капремонт, модернизацию внутридомовых сетей тепло-, водоснабжения, водоотвода, электросетей, лифтов и так далее.

Тем временем сейчас в органы власти и суды поступает много обращений и жалоб граждан, проживающих в общежитиях. Их незаконно выселяют, необоснованно поднимают тарифы, применяют другие методы, вынуждая съехать. Местные органы самоуправления затягивают процесс приватизации, а собственники общежитий, некогда включенных в уставные капиталы компаний, отказываются передавать помещения местным общинам. Принятие нового закона как раз призвано решить такие споры. Но, во-первых, нет гарантий, что предусмотренное финансирование будет получено в полном объеме. Во-вторых, необходима заинтересованность всех сторон процесса, ведь если владелец отдает общежитие за копейки, а местный совет должен проводить реконструкцию полуразваленного здания, не получая при этом финансирования, процесс может сильно затянуться.

При передаче общежития в собственность общины важную роль играет его месторасположение и состояние. Запущенный объект, находящийся на окраине населенного пункта, нынешние собственники, очевидно, с удовольствием отдадут. Но по поводу здания в центре города стороны вряд ли легко договорятся. Особенно в случае, когда объект был передан в уставный фонд предприятия при приватизации. Ведь общежития, принадлежащие государству, должны перейти территориальным общинам бесплатно. А за объекты, находящиеся в «уставниках», собственники имеют право требовать полную компенсацию стоимости. В законе о правах жителей общежитий четко прописано: всё жилье, на которое распространяется его действие, подлежит передаче в собственность территориальных общин. Однако многие собственники отказываются выполнять это требование, ссылаясь на то, что порядок определения размера компенсации так и не установлен.

У нынешних собственников есть несколько схем, позволяющих затягивать и даже останавливать передачу общежитий. При реализации принятой программы действует мораторий на отчуждение этих объектов (кроме передачи в коммунальную собственность) и выселение жителей. Исключение составляет выселение из общежития, находящегося в аварийном или не пригодном для проживания состоянии. Процедура признания помещений не пригодными для проживания длительна, она связана с обследованием их на соответствие сантехнормам. Но это один из популярных механизмов, позволяющих обойти требования законодательства. Другой путь оставить в собственности помещение — перевести его из жилого фонда в нежилой. Согласно закону, нежилые помещения в таком случае являются самостоятельными объектами гражданско-правовых отношений, то есть под программу они не подпадают.

Поэтому в процессе реализации программы передачи общежитий в собственность территориальных общин на 2012–2015 годы нелишним было бы привлечь прокуратуру для проверки оснований и законности передачи в аренду или собственность помещений в некоторых общежитиях.

Практика показывает, что при неправомерном выселении граждан те могут добиться через суд реализации своих прав на жилье. Давать общие советы в этом случае невозможно, нужно рассматривать конкретные случаи. Например, отделение Фонда государственного имущества Украины в Тернопольской области сумело воздействовать на органы местного самоуправления, и те утвердили акты приемки-передачи почти всех общежитий города и области.

 
© 2017 Ilyashev & Partners / Mobile version