Оставить заявку
Когда бизнес становится мишенью СНБО: возможно ли обжаловать санкции в ЕСПЧ? - background image

Когда бизнес становится мишенью СНБО: возможно ли обжаловать санкции в ЕСПЧ?

Дата публикации: 10 сентября 2025

Валерия Гудий, партнер, адвокат

Источник: «Юридическая Практика»

В условиях военного положения механизм санкций в Украине стал одним из ключевых инструментов защиты национальной безопасности, но в то же время создал значительные риски для бизнеса, который может попасть в списки ошибочно или без надлежащего анализа.

Санкции СНБО – это специальные экономические и другие ограничительные меры, которые могут применяться превентивно для предотвращения нарушений, восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан Украины, общества и государства. Их перечень довольно широк – от лишения государственных наград, отмены официальных визитов до временного лишения права пользоваться и распоряжаться активами, в отношении которых такое лицо может прямо или косвенно (через других физических или юридических лиц) совершать действия, тождественные по смыслу осуществлению права распоряжения ими.

В Украине может быть применена и другая санкция – взыскание в доход государства активов, принадлежащих физическому или юридическому лицу, а также активов, в отношении которых такое лицо может прямо или опосредованно (через других физических или юридических лиц) совершать действия, тождественные по смыслу осуществлению права распоряжения ими. И такая санкция уже не воспринимается как ограничительная мера, а является самой болезненной мерой и, учитывая отсутствие введенного механизма пересмотра такой санкции, содержит наибольший риск нарушения прав субъектов, которых по той или иной причине могли добавить в Единый государственный реестр санкций ошибочно.

Попадание компании или владельца в санкционный список СНБО может привести к:

  • остановке банковских операций и финансовых транзакций;
  • потере партнеров и контрактов;
  • риску взыскания активов в доход государства (при условии применения санкции блокирования активов);
  • репутационным потерям, которые могут остановить развитие бизнеса.

Основные риски санкций СНБО для бизнеса

Применение санкций СНБО воспринимается как негативный маркер для дальнейшей бизнес-деятельности в Украине:

  • действующие контрагенты отказываются от сотрудничества, а новые не спешат заключать сделки;
  • у лица под санкциями могут блокироваться банковские операции, ограничиваются финансовые транзакции;
  • каждое действие такого лица подлежит тщательному мониторингу;
  • применение санкций СНБО создает существенные репутационные риски.

В нынешних украинских реалиях, учитывая законодательно введенный механизм, лицо о санкциях узнает случайно. От своих клиентов мы все чаще слышим реакцию на непредсказуемость санкций, так как никаких коммуникаций с бизнесом перед их применением не ведется.

В условиях военного положения существует риск, что при введении санкций в отношении значительного круга иностранных и национальных компаний и физических лиц реальные основания для таких мер не анализируются на должном уровне. На практике это может приводить к тому, что компании или лица, не имеющие никакого отношения к действиям государства-агрессора и не представляющие угрозы национальным интересам Украины, вынуждены обжаловать решение о применении к ним санкций в украинских судах.

Нередки случаи применения санкций к международным субъектам, имеющим активы и развитые бизнес-процессы в Украине, или к конечным бенефициарным владельцам украинских компаний. Поэтому в условиях ошибочного применения санкций к такому субъекту необходимо взвешенно подходить к защите его нарушенных интересов.

В таких условиях бизнесу нужна четкая стратегия защиты, особенно когда применена санкция блокирования активов, которая может стать основанием для взыскания активов в доход государства.

Согласно Закону Украины «О санкциях», санкция в виде взыскания в доход государства активов, принадлежащих физическому или юридическому лицу, а также активов, которыми такое лицо может прямо или косвенно распоряжаться, предусмотрена в п. 1-1 ч. 1 ст. 4 этого Закона и имеет исключительный характер и может быть применена Высшим антикоррупционным судом только в период военного положения при совокупности следующих условий:

  • к такому лицу уже применена санкция в виде блокирования активов;
  • лицо, к которому применяется санкция, своими действиями создало существенную угрозу национальной безопасности, суверенитету или территориальной целостности Украины (в том числе путем вооруженной агрессии или террористической деятельности) или в значительной степени способствовало (в частности, путем финансирования) совершению таких действий другими лицами.

Обжалование санкций СНБО в Украине

Санкции СНБО вводятся в действие указом Президента Украины, который подсанкционное лицо имеет право обжаловать в Верховном Суде путем подачи административного иска. По статистике рассмотрения таких дел Верховным Судом, процесс длится долго – иногда более года.

Важно понимать, что обжалование санкций СНБО в Верховном Суде не создает правовых возможностей для избежания или отсрочки санкции в виде взыскания активов в доход государства, если основания для этого будут установлены Министерством юстиции Украины и в дальнейшем Высшим антикоррупционным судом (ВАКС).

Именно Минюст обращается в ВАКС о применении санкции в виде взыскания активов и такие дела, наоборот, по сравнению со спорами в Верховном Суде, рассматриваются оперативно.

Общая продолжительность судебного разбирательства в ВАКС определена ч. 4 ст. 283-1 Кодекса административного судопроизводства Украины: дело о применении санкции в виде взыскания имущества в доход государства «решается коллегией в составе трех судей Высшего антикоррупционного суда в течение 30 дней со дня поступления искового заявления в суд».

Учитывая ч. 2 ст. 5-1 Закона Украины «О санкциях», ВАКС выступает скорее в роли административного органа, чем суда, ведь Министерство юстиции обращается к нему с иском именно о применении (!) санкции. То есть процесс в ВАКС по своей сути является административной процедурой, а это та «первая инстанция», где лица впервые узнают о возможном потенциальном применении санкции в виде взыскания их имущества в доход государства.

Согласно Кодексу административного судопроизводства, лицо, в отношении которого ставится вопрос о применении санкции, имеет 5 дней для подачи отзыва на иск Минюста, который иногда насчитывает сотни или даже тысячи страниц с учетом приложений. Кодекс не предусматривает процессуального права на подачу отзыва другими участниками, например, третьими лицами по делу — их процессуальные права ограничиваются предоставлением суду объяснений.

Ключевым для бизнеса должно стать понимание, что имущество или корпоративные права в украинской компании могут быть тем самым активом, который будет заблокирован по решению СНБО, даже если сама компания формально не является подсанкционной.

По искам Минюста ВАКС взыскивает в доход государства корпоративные права в украинских обществах, движимое и недвижимое имущество с целью противодействия враждебной деятельности лиц в ущерб интересам общества. Хотя без доказательства существования общественного интереса в взыскании в доход государства долей в уставных капиталах и другого имущества украинских компаний возникает риск вмешательства государства в право собственности, что не соответствует легитимной цели и общественным интересам и фактически создает риск непропорционального вмешательства в право мирного владения имуществом.

Международные механизмы защиты бизнеса: обращение в ЕСПЧ

Если результаты рассмотрения санкционных дел украинскими судами являются неудовлетворительными для истцов, если есть уверенность в нарушении определенных прав и интересов, гарантированных Конвенцией, в Европейский суд по правам человека могут подаваться жалобы после исчерпания национальных средств защиты.

На сегодняшний день ЕСПЧ еще не принял окончательных решений по жалобам на Украину относительно нарушения определенных статей Конвенции национальными государственными институтами в процессе применения санкций. В то же время отрицательных решений также нет, что дает надежду жалобщикам и пространство для правовой аргументации.

Украинские суды должны рассматривать санкционные дела особенно тщательно, ведь применение санкций и соблюдение положений Европейской конвенции по правам человека находятся на грани баланса.

Очевидными могут быть признаки нарушения таких прав, как:

  • право на справедливый суд (ст. 6 Конвенции);
  • право на эффективное средство правовой защиты (ст. 13 Конвенции);
  • право мирного владения имуществом (ст. 1 Первого протокола к Конвенции);
  • запрет дискриминации (ст. 14 Конвенции), если санкции применяются выборочно к определенным компаниям или владельцам без обоснованных критериев.

Если действительно имели место нарушения основных прав, гарантированных Конвенцией, в том числе украинскими судами, мы рекомендуем не пренебрегать правом на обращение в ЕСПЧ. В случае удовлетворения жалобы решение ЕСПЧ, которое приобретет статус окончательного, может стать основанием для пересмотра украинскими судами санкционных дел по исключительным обстоятельствам.

Стратегия защиты бизнеса

В своей деятельности мы защищаем и представляем интересы клиентов, анализируем риски и предоставляем юридические консультации по вопросам соблюдения украинского законодательства и недопущения нарушения санкционных норм.

Команда ЮФ «Ильяшев и Партнеры»:

  • сопровождает бизнес в процессе формирования правовой позиции при обжаловании санкций СНБО в Верховном Суде и Большой Палате Верховного Суда, представляет интересы в ВАКС при рассмотрении иска Министерства юстиции Украины о взыскании активов в доход государства;
  • готовит и подает жалобы в ЕСПЧ, если исчерпаны национальные средства защиты;
  • проводит санкционный комплаенс для проверки контрагентов и минимизации рисков;
  • дает рекомендации по ведению деятельности с соблюдением санкционного законодательства.

Учитывая, что полностью исключить риск связи контрагента с подсанкционным лицом невозможно, крайне рекомендуется как минимум осуществлять санкционный комплаенс контрагентов – особенно когда планируется приобретение бизнес-активов в Украине. Подобные проверки будут способствовать минимизации потенциальных санкционных рисков и обеспечат дополнительный уровень защиты бизнеса.

Что делать бизнесу уже сейчас?

Мы советуем компаниям не ждать, а уже сейчас формировать собственную санкционную стратегию:

  • проверять контрагентов на санкционные риски;
  • в случае попадания под санкции – собирать доказательства для доказательства перед Верховным Судом отсутствия оснований для применения санкций;
  • использовать все национальные средства защиты, чтобы открыть путь в ЕСПЧ;
  • формировать стратегию защиты с учетом потенциального международного измерения спора.