укр eng рус
Останні новини
Відгуки
Chambers Europe

«Нещодавно фірма провела консультування з низки фармацевтичних справ. Багато хто погоджується, що ця команда «рухається в правильному напрямку, особливо вражає її робота у фармацевтичній галузі».

 

Шаблон для юрособи

06.04.2011

Текст доступний лише мовою оригіналу – російською.

Компаньон, 6 апреля 2011
http://www.companion.ua/Articles/Content?Id=143770

За свой 13-летний опыт работы я анализировал сотни, если не тысячи, учредительных документов. При этом лишь в нескольких случаях взял бы на себя ответственность сделать заключение, что учредительные документы соответствовали хотя бы законодательству, действующему на момент их утверждения (не говоря уже о соответствии действующему на время анализа законодательству). Из оставшихся приблизительно две третьих не соответствовали ему скорее по формальным причинам, тем не менее их не должны были регистрировать. Так, многие компании, не подозревая об этом, постоянно рискуют стать стороной судебных процессов, исход каждого из которых сложно предсказать.

Основная причина кроется в том, что, как правило, учредители либо не уделяют должного внимания подготовке учредительных документов, считая это формальностью, либо экономят и поручают регистрацию создаваемых ими предприятий юристам с низкой квалификацией. Подобные учредительные документы регистрируются в силу низкой квалификации части государственных регистраторов, а также потому, что эти регистраторы зачастую закрывают глаза на незначительные или формальные нарушения и отказывают, только если документ совсем «плохой». Это они делают осознанно с целью избежать огромного количества жалоб и судебных процессов. Однако для того чтобы принять подобное решение, они вынуждены тратить время на изучение документов, что приводит к росту очередей. Поэтому в целом инициативу по созданию модельного устава я считаю полезной и поддерживаю ее. Но есть и вопросы.

Поскольку модельный устав не будет являться учредительным документом, необходимо приведение в соответствие закону, проект которого предложен, не только кодексов и законов, уже перечисленных в нем, но и достаточно большого количества подзаконных актов разного уровня.

Проектом предложено внести очередные изменения в ведомости, которые должны содержаться относительно юрлица в Едином государственном реестре юридических и физических лиц – предпринимателей. В частности, ЕГР должен будет содержать данные о наличии отметки о том, что юрлицо создается и действует на основании модельного устава. Но уже годом ранее вступил в силу закон, также внесший изменения в ведомости, которые должны содержаться относительно юридического лица в ЕГР (например, данные о счетах, арестах, исполнительных производствах), однако его положения на практике до сих пор не реализованы, и указанных выше сведений реестр не содержит.

Не определено, к компетенции какого из органов юридического лица будет отнесено принятие решения, на основании чего оно будет действовать – обычных учредительных документов или модельного устава, который таковым не является. На сегодня уставы юрлиц утверждаются их высшими органами (собрание участников в ООО, собрание акционеров в АО, собственник в ЧП). По логике вещей принятие подобного решения также должно относиться к исключительной компетенции высшего органа управления юридическим лицом. Однако проект закона не только четко не регулирует данный вопрос, но и позволяет толковать это как компетенцию исполнительного органа. В частности, им предусмотрено, что «в случае если юридическое лицо приняло решение далее действовать на основании модельного устава, в регистрационной карточке о подтверждении ведомостей о данном юридическом лице ставится соответствующая отметка». Подобные карточки подписываются и подаются исполнительным органом или уполномоченным им лицом. По причине участившихся конфликтов собственников юрлиц с наемным менеджментов, на мой взгляд, данный момент является существенным, так как получается, что наемный сотрудник может перечеркнуть все труды учредителей, разрабатывавших учредительные документы с учетом определенных договоренностей между ними.

Проектом закона оговорена процедура перехода юрлица с обычного устава на модельный, но при этом ничего не указано об обратном, то есть о переходе с модельного устава на свой.

Более подробный анализ можно будет провести, только когда появятся проекты модельных уставов юридических лиц. К тому же процент их использования во многом будет зависеть от их содержания. По крайней мере те существующие типовые уставы, которые я встречал, весьма примитивны, более того, они не всегда соответствуют законодательству.
С большой уверенностью можно утверждать, что использовать модельные уставы будут только мелкие компании. Остальные, особенно средние и крупные предприятия, наверняка оставят за собой право самостоятельно разрабатывать правила игры. Юридические лица, к которым законодательство выдвигает специальные требования (банки, страховые компании, финансовые учреждения и др.), вообще не смогут использовать модельные уставы.

 
© 2017 Ілляшев та Партнери / Мобільна версія