Оставить заявку

Защитит ли Киев пошлину?

Дата публикации: 3 апреля 2015

Алена Омельченко, юрист

Источник: «Экономическая правда»

25 февраля 2015 года вступил в силу закон «О мерах по стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со статьей ХІІ Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года».

Этим законом временно, на год, введен дополнительный импортный сбор в размере 10% на сельскохозяйственные товары и 5% — на товары промышленной группы, кроме жизненно необходимых товаров.

Импортный сбор взимается независимо от страны происхождения этих товаров и заключенных Украиной соглашений о свободной торговле.

Международные правоотношения Украины в части применения подобных мер регулируются правилами ВТО и договором о зоне свободной торговли (СНГ) от 18 октября 2011 года, которыми не запрещено введение ограничений для целей стабилизации платежного баланса страны при определенных условиях.

Это один из редко применяемых, но эффективных инструментов поддержки национальной экономики.

На практике такие ограничения вводят по результатам основательного экономического анализа состояния платежного баланса и размера золотовалютных резервов страны. Ограничения должны носить «общий характер» и оказать позитивный эффект на ВВП.

Вместе с этим, важно определить наиболее уязвимые товарные позиции, которые относят к «жизненно необходимым товарам» и выводят из-под действия мер. Например, основные средства производства или сырьевые материалы, необходимые для производства.

Украина придерживается «общего» подхода к определению перечня товаров, импорт которых стал предметом взимания ввозных пошлин. Однако многие сырьевые материалы, необходимые для производства, не вошли в перечень исключений, что может повлиять на повышение цен на внутреннем рынке.

Не стоит забывать о высокой импортозависимости украинской экономики. В сельском хозяйстве он составляет до 15% в промежуточном потреблении, в промышленности — выше 40%. По некоторым прогнозам введение дополнительной импортной пошлины может привести к сокращению реального ВВП на 0,63%.

Именно поэтому следует подумать над дальнейшей либерализацией мер путем расширения списка исключений, так называемого критического импорта.

В соответствии с договоренностью в отношении положений о платежном балансе ГАТТ Украина уведомила ВТО о принятых мерах нотификацией WT/BOP/N/78 от 21 января 2015 года и сообщила о готовности начать консультации с соответствующим комитетом. Его заседание запланировано на 28 апреля.

Для представления своей позиции на комитете по ограничениям в связи с платежным балансом Украина должна до консультаций подготовить основной документ — Basic Document — и предоставить его секретариату ВТО, а также направить очередную дополнительную нотификацию о вступлении закона в силу.

В основном документе должен быть изложен анализ развития ситуации с платежным балансом и ее перспективы, обзор мер внутренней политики, применяемых для восстановления равновесия на долговременной основе.

Также необходимо предоставить полное описание принятых ограничений, их правовую базу, шаги, предпринимаемые для сокращения побочного защитного воздействия, план отмены и постепенного ослабления ограничений.

Если в рамках работы комитета Украина не сможет убедить заинтересованные страны в целесообразности и правомерности принятия ограничений, то стоит ожидать досрочной отмены дополнительной импортной пошлины.

Об этом ранее упоминалось в прессе со ссылкой на меморандум об экономической и финансовой политике, заключенный между Кабмином и МВФ.

Участие в комитете открыто для всех членов ВТО, в том числе для основных торговых партнеров — ЕС и РФ. После завершения консультаций комитет представит отчет генеральному совету ВТО, в котором могут быть предложения и рекомендации, а также позиции сторон, высказанные на комитете.

Украина также должна провести консультации со сторонами договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, чьи интересы могут быть затронуты.

Как известно, Россия инициирует обсуждение введенного Украиной дополнительного сбора на импортные товары в рамках СНГ.

В консультациях будет заинтересована Беларусь, которая не имеет возможности принять участие в обсуждении на площадке ВТО, поскольку не является ее членом, но для которой Украина — один из основных торговых партнеров.

Если одна из сторон договора сочтет, что Украина не выполняет свои обязательства, чем наносит ущерб ее экономическим интересам, то она имеет право провести дополнительные консультации и созвать комиссию экспертов для урегулирования спора.

Однако механизм разрешения споров в рамках СНГ не работает в силу неурегулированных технических вопросов, включая отсутствие порядка оплаты вознаграждений экспертам. Таким образом, стоит ожидать, что на уровне стран СНГ далее консультаций дело не пойдет.