Оставить заявку

Имплементация соглашений ВТО необходима как воздух

Дата публикации: 21 августа 2015

Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли

Источник: «Бизнес»

Алена Омельченко считает, что в Украине практически нет возможностей для привлечения экспертов и юридических советников для разрешения торговых споров ВТО

Уже более семи лет Украина является членом Всемирной торговой организации (ВТО). Тем не менее, она имеет незначи­тельный опыт урегулирования торговых споров — являлась истцом по трем делам, которые даже не были решены на уровне группы экспертов (второго этапа разрешения спора; далее следует третий — подача апелляции на решение группы экспертов. — Ред.). Конечно, незначительное количество дел вовсе не свиде­тельствует о нежелании украин­ского бизнеса защищать соб­ственные интересы с помощью механизмов ВТО. Этому мешает целый комплекс проблем, скажем так, внутреннего свойства. Во-первых, отсутствует отече­ственное законодательство, обеспечивающее имплементацию договоренностей между членами ВТО относительно урегулирова­ния споров в этой организации. Основным органом по защите прав и интересов Украины в торгово-экономической сфере с использованием механизмов ВТО является Минэкономраз­вития. Однако до сих пор им не разработаны нормативные акты относительно процедуры при­нятия решения о начале дела специально уполномоченным органом. Отсутствуют требования о необходимости согласования такого решения с Кабмином, МИД и другими госорганами, не выработаны критерии и алго­ритм действий уполномоченного органа. Также законодательно неурегулированными остаются вопросы соблюдения конфи­денциальности, взаимодействия бизнеса и государства в таких спорах.

Более того, ни в одном норма­тивном акте не предусмотрены обязательства организаций, предприятии и госорганов относительно немедленного предоставления на за­прос Минэкономразвития документов, конфиден­циальной информации и т.п. Проблемы могут возникнуть даже при получении, например таможенной статисти­ки от ГФС. Таким образом, отсутствие правово­го регулирования вышеприведенных процедур не дает возможности оперативно реаги­ровать на возник­новение проблемных ситуаций и эффективно защищать интересы украинского бизнеса в рамках ВТО. Поэтому такие норматив­ные акты необходимо принимать немедленно!

Во-вторых, в Украине практи­чески нет возможностей для привлечения экспертов и юри­дических советников в рамках подобных споров. Госбюджет-2015 не предусматривает соот­ветствующих расходов. Поэтому выработкой тактики защиты и представлением интересов в тор­говых спорах занимается только Минэкономразвития. В соответ­ствующем отделе министерства фактически работают аж три человека. При этом Минэконом­развития не может привлекать юридических советников на бесплатной основе или за счет средств бизнеса — это запре­щено Законом «О противодей­ствии коррупции». А вот многие страны привлекают юридических советников национальных и международных специализиро­ванных компаний. Например, юридическое обслуживание международной юрфирмой с вы­соким рейтингом может стоить $0,5-1 млн, с более низким — $0,3-0,5 млн. Услуги Консультационного центра по вопросам права ВТО оцениваются в $150-250 тыс. Выйти из ситуации можно таким образом. Прежде все­го, в Госбюджете-2016 следует предусмотреть финансиро­вание сопровождения дел в ВТО. Далее необходимо при­соединиться к вышеназванному Консультационному центру. Соответствующий взнос может быть уплачен за счет средств, выделенных Украине в качестве технической помощи. Для вы­работки тактики защиты также нужно разрешить привлекать юридических советников, пред­ставляющих интересы украин­ского бизнеса.

В-третьих, стоит уделить особое внимание институциональному механизму представления инте­ресов Украины в ВТО. Большую роль здесь играет Постоянное представительство Украины при ООН и других международных организациях (расположено в Женеве), которое регулярно уча­ствует в заседаниях Органа по урегулированию споров. Но в условиях сокращения загранич­ных представительств Украины вопросами ВТО занимаются аж два дипломата, которые физи­чески не могут присутствовать на всех мероприятиях данной организации. Для примера: РФ открыла в ВТО отдельное постоянное представительство, в штате, которого 33 человека. Именно поэтому необходимо срочно усиливать постоянное представительство Украины в Женеве.

Естественно, решение всех перечисленных проблем требует времени и поддержки Кабмина. Но при этом следует помнить, что на кону имидж Украины и системная защита ее экономи­ческих интересов.