Дата публикации: 21 августа 2015
Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли
Источник: «Бизнес»
Алена Омельченко считает, что в Украине практически нет возможностей для привлечения экспертов и юридических советников для разрешения торговых споров ВТО
Уже более семи лет Украина является членом Всемирной торговой организации (ВТО). Тем не менее, она имеет незначительный опыт урегулирования торговых споров — являлась истцом по трем делам, которые даже не были решены на уровне группы экспертов (второго этапа разрешения спора; далее следует третий — подача апелляции на решение группы экспертов. — Ред.). Конечно, незначительное количество дел вовсе не свидетельствует о нежелании украинского бизнеса защищать собственные интересы с помощью механизмов ВТО. Этому мешает целый комплекс проблем, скажем так, внутреннего свойства. Во-первых, отсутствует отечественное законодательство, обеспечивающее имплементацию договоренностей между членами ВТО относительно урегулирования споров в этой организации. Основным органом по защите прав и интересов Украины в торгово-экономической сфере с использованием механизмов ВТО является Минэкономразвития. Однако до сих пор им не разработаны нормативные акты относительно процедуры принятия решения о начале дела специально уполномоченным органом. Отсутствуют требования о необходимости согласования такого решения с Кабмином, МИД и другими госорганами, не выработаны критерии и алгоритм действий уполномоченного органа. Также законодательно неурегулированными остаются вопросы соблюдения конфиденциальности, взаимодействия бизнеса и государства в таких спорах.
Более того, ни в одном нормативном акте не предусмотрены обязательства организаций, предприятии и госорганов относительно немедленного предоставления на запрос Минэкономразвития документов, конфиденциальной информации и т.п. Проблемы могут возникнуть даже при получении, например таможенной статистики от ГФС. Таким образом, отсутствие правового регулирования вышеприведенных процедур не дает возможности оперативно реагировать на возникновение проблемных ситуаций и эффективно защищать интересы украинского бизнеса в рамках ВТО. Поэтому такие нормативные акты необходимо принимать немедленно!
Во-вторых, в Украине практически нет возможностей для привлечения экспертов и юридических советников в рамках подобных споров. Госбюджет-2015 не предусматривает соответствующих расходов. Поэтому выработкой тактики защиты и представлением интересов в торговых спорах занимается только Минэкономразвития. В соответствующем отделе министерства фактически работают аж три человека. При этом Минэкономразвития не может привлекать юридических советников на бесплатной основе или за счет средств бизнеса — это запрещено Законом «О противодействии коррупции». А вот многие страны привлекают юридических советников национальных и международных специализированных компаний. Например, юридическое обслуживание международной юрфирмой с высоким рейтингом может стоить $0,5-1 млн, с более низким — $0,3-0,5 млн. Услуги Консультационного центра по вопросам права ВТО оцениваются в $150-250 тыс. Выйти из ситуации можно таким образом. Прежде всего, в Госбюджете-2016 следует предусмотреть финансирование сопровождения дел в ВТО. Далее необходимо присоединиться к вышеназванному Консультационному центру. Соответствующий взнос может быть уплачен за счет средств, выделенных Украине в качестве технической помощи. Для выработки тактики защиты также нужно разрешить привлекать юридических советников, представляющих интересы украинского бизнеса.
В-третьих, стоит уделить особое внимание институциональному механизму представления интересов Украины в ВТО. Большую роль здесь играет Постоянное представительство Украины при ООН и других международных организациях (расположено в Женеве), которое регулярно участвует в заседаниях Органа по урегулированию споров. Но в условиях сокращения заграничных представительств Украины вопросами ВТО занимаются аж два дипломата, которые физически не могут присутствовать на всех мероприятиях данной организации. Для примера: РФ открыла в ВТО отдельное постоянное представительство, в штате, которого 33 человека. Именно поэтому необходимо срочно усиливать постоянное представительство Украины в Женеве.
Естественно, решение всех перечисленных проблем требует времени и поддержки Кабмина. Но при этом следует помнить, что на кону имидж Украины и системная защита ее экономических интересов.