Дата публикации: 14 августа 2018
Леся Самарина, адвокат, руководитель Днепровского офиса
Источник: «НВ»
Нынешним летом, после того как сотни украинских туристов застряли в аэропортах разных стран, в обиходе появилось новое выражение – туристический коллапс.
Стоит отметить, что задержки рейсов авиакомпаний происходят достаточно часто не только в Украине, но и во многих странах мира. Но ситуация с украинскими туристами действительно была экстраординарной.
Примечательно, что чиновники, туроператоры и авиаперевозчики своеобразно восприняли возникшую проблему. Бюрократы в очередной раз продемонстрировали заботу о гражданах. Чиновники уверяли, что государство на стороне граждан. А виновными являются некоторые авиакомпании и туроператоры, которые гонятся за сверхприбылями вместо того, чтобы повышать качество обслуживания клиентов, в частности, закупать новые самолеты.
Турфирмы и перевозчики пытались переложить вину друг на друга. В свою очередь, другие авиакомпании, пользуясь хорошим информационным поводом, решили полностью добить пошатнувшуюся репутацию конкурентов.
Стоить отметить, что и чиновникам, и некоторым компаниям удалось достаточно неплохо попиариться на проблеме наших сограждан. Туристический коллапс обсуждают практически на всех телеканалах страны, печатные СМИ опубликовали десятки статей. Но по большому счету никто не провел детального беспристрастного анализа случившегося.
Украинцам не смогли просто и доходчиво дать понять, почему возник туристический коллапс. И самое главное – кто должен нести ответственность.
Поэтому не удивительно, что многие наши сограждане не смогли сделать правильные выводы. К сожалению, в очередной раз приходиться констатировать, что достаточно острую и актуальную тему банально заговорили.
Сегодня из уст экспертов звучат две кардинально противоположные версии возникновения туристического коллапса. По одной из них, всю ответственность должны нести чиновники. Мол, госструктуры выдают лицензии для туроператоров и авиакомпаний. Следовательно, они должны навести порядок в этом вопросе. Для этого у чиновников предостаточно инструментов: штрафы, отмена лицензии и т.п. Также бюрократы должны создать для авиаперевозчиков некие льготные условия, которые позволят обновить парк самолетов.
Если чиновники начнут регулировать рынок административными методами, ситуация может только усугубиться. Велики риски монополизации рынка авиаперевозок со всеми вытекающими последствиями. Также не выдерживает критики призыв создавать льготные условия для авиакомпаний. Почему только для них?! Ведь в стране необходимо обновлять не только самолеты, но и автобусы, железнодорожные составы и остальной транспорт.
Вторая версия более аргументирована. Ответственными за туристический коллапс являются туроператоры, которые брали обязательства предоставить качественные услуги украинским туристам. Авиатрансфер входил в услуги, которые предоставляла туристическая компания согласно заключенному договору. То есть в этом случае билеты приобретал не турист, а туроператор, который зачастую отказывается брать на себя ответственность и выдвигать требования авиакомпании. Поэтому, прежде чем подписывать договор с турфирмой, желательно проконсультироваться с юристом, чтобы обеспечить соблюдение прав путешественников в соответствии с нормами Закона о туризме, а также Закона о защите прав потребителей. Поскольку в случае отказа оператора компенсировать ущерб за испорченный отпуск, туристам придется подавать иск в суд.
Очень часто турфирмы пытаются прописать в договоре положения, которые минимизируют их ответственность. Встречались случаи, когда по договору турфирма де-факто не несла никакой ответственности, что существенно снижало шансы получить компенсацию. Но, тем не менее, даже в подобных случаях украинские суды принимают решения в пользу граждан, признавая некоторые положений договора с турфирмами дискриминационными.
Рекомендуется также до заключения договора на туристическое обслуживание проверить наличие соответствующей лицензии на осуществление деятельности туроператора и его финансового обеспечения, которые туристу обязаны предоставить.
Следует также помнить, что в случае задержки рейса дальностью до 1,5 тыс. км на 2 часа, рейса дальностью от 1,5 тыс. до 3,5 тыс. км на 3 часа, рейса дальностью более 3,5 тыс. км на 4 часа пассажирам должны быть предоставлены такие услуги:
- питание и прохладительные напитки в соответствии со временем ожидания нового рейса;
- возможность совершить два телефонных звонка или отправить факс-сообщения, или сообщения электронной почтой если для этого есть технические условия в аэропорту.
Если отправление рейса откладывается на следующий день, пассажирам должны быть предоставлены номера в отеле, питание и трансфер по маршруту аэропорт — отель – аэропорт.
Если задержка рейса превышает 5 часов, пассажир имеет право вернуть деньги за билет и отказаться от перевозки или изменить маршрут, в том числе перенеся дату отправления на другую дату. Но требовать от авиакомпании выполнения своих обязательств в данном случае должен туроператор.
В случае, если этот неприятный инцидент все же произошел, рекомендуется получить документальное подтверждение факта отмены рейса на стойке регистрации на рейс или в кассе авиакомпании. Обязательно сохраните билеты и посадочные талоны. После этого необходимо связаться с украинским консулом, поскольку представитель дипломатического ведомства имеет значительно больше возможностей для защиты прав за рубежом и сможет помочь туристу вернуться домой.
Если по различным причинам отель не предоставлен, пассажиры могут самостоятельно оплатить стоимость номера, в последующем предъявить туристической компании чек для возмещения. Также отдыхающие имеют право на компенсацию всех издержек, которые возникли по причине задержки или отмены рейса: услуги такси, покупка медикаментов и т.д.
Существует не менее маловажная причина туристического коллапса. Это желание многих украинцев приобрести дешевые туры у компании, которая работает на рынке сравнительно недавно. Очевидно, что туроператор не смог справиться с нахлынувшим потоком клиентов. Но самое интересное, что украинцы после туристического коллапса не отказались от услуг фирмы, которая его спровоцировала. Как результат, снова 170 украинцев не могут вылететь из Анталии. Как говорится, чужой опыт ничему не учит. Если наши сограждане не сделают выводов, туристические коллапсы будут повторяться из года в год. Предотвратить подобные ситуации достаточно просто. Необходимо помнить, что качественная услуга не может быть дешевой. Следовательно, пользуйтесь услугами проверенных туроператоров, которые имеют успешный опыт и репутацию. Тогда шансы повторения туристического коллапса будут минимальны.
Не стоит забывать и о целесообразности приобретения туристической страховки, учитывая нестабильность рынка туристических услуг. Стоимость такой страховки невысокая и в случае возникновения подобных ситуаций можно будет гарантировано возместить убытки за счет страхового возмещения. Однако нужно помнить, что договор страхования следует также внимательно изучить, чтобы не получить дополнительную головную боль при наступлении страхового случая.