Оставить заявку

Возвращение налоговых проверок: какие изменения ожидают бизнес с 1 августа?

Дата публикации: 23 июля 2023

Дмитрий Лазебный, адвокат

Источник: «NV Бизнес»

Неизбежное стало реальностью. Так можно описать окончательное принятие 30 июня ВР законопроекта 8401 «О внесении изменений в НК Украины и другие законы Украины относительно особенностей налогообложения в период действия военного положения».

Закон вступит в силу с 1 августа 2023 года. В целом, законопроект 8401 в базовом виде восстанавливает ту налоговую систему, которая существовала до начала полномасштабного вторжения рф.

Приостановление течения сроков, определенных налоговым законодательством

Законопроектом отменен пункт НК Украины, который предусматривал, что на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения останавливается течение сроков, определенных Кодексом или другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.

В НК Украины установлены исключения, на которые остановка течения срока не распространяется: сроков регистрации налоговых накладных, представления отчетности, уплаты налогов, сроков проведения камеральных, фактических, документальных внеплановых проверок, которые могут быть проведены, составления актов, представления и рассмотрения возражений, определения денежных обязательств, направления НУР, его обжалования, начисления пени по результатам таких проверок.

При этом законопроект 8401 все же содержит определенные исключения относительно приостановления сроков. Эти изменения необходимо учитывать, потому что до 1 августа 2023 года осталось не так много времени.

Возврат налоговых проверок

Также возвращаются налоговые проверки с определенными особенностями. На период с 1 августа 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины документальные внеплановые проверки проводятся исключительно на обращение налогоплательщика или по следующим основаниям:

  • документальные внеплановые проверки налогоплательщиков через информацию, свидетельствующую о нарушении налогового законодательства по вопросам налогообложения доходов, полученных нерезидентами, с источником их происхождения из Украины или по вопросам налогообложения нерезидентов, осуществляющих свою деятельность через обособленные подразделения, в том числе постоянные представительства, налогоплательщиков , осуществляющих деятельность в сфере производства или реализации подакцизной продукции, организации и проведения азартных игр в Украине (игровой бизнес), налогоплательщиков, оказывающих финансовые, платежные услуги (пп. 78.1.1 п. 78.1 ст. 78 НК Украины);
  • неподача в срок отчетности в части контроля за трансфертным ценообразованием (пп. 78.1.2 п. 78.1 ст. 78 ТК Украины);
  • неисследование обстоятельств во время первой проверки и невозможность их рассмотрения без проведения проверки (пп. 78.1.5 п. 78.1 ст. 78 ТК Украины);
  • реорганизация юридического лица, другие вопросы реорганизации юридических лиц, прекращение деятельности ФЛП (пп. 78.1.7 п. 78.1 ст. 78 ТК Украины);
  • возмещение из бюджета НДС / отрицательное значение НДС, что больше 100 тыс. грн (пп. 78.1.8 п. 78.1 ст. 78 ТК Украины);
  • по налогоплательщику подана жалоба относительно недостатков налоговой накладной / акцизной накладной (пп. 78.1.9 п. 78.1 ст. 78 НК Украины);
  • проверка, которая назначается контролирующим органом высшего уровня для проверки выводов относительно проверки, проведенной контролирующим органом низшего уровня (пп. 78.1.12 п. 78.1 ст. 78 ТК Украины);
  • несоответствие условий контролируемой операции принципу «вытянутой руки» (пп. 78.1.14 п. 78.1 ст. 78 ТК Украины);
  • неподача документов по ТЦО (пп. 78.1.15 п. 78.1 ст. 78 ТК Украины);
  • представлен отчет о контролируемых операциях, отправленный налогоплательщиком в соответствии с пунктом 39.4 статьи 39 НК Украины (пп. 78.1.16 п. 78.1 ст. 78 НК Украины);
  • получена информация и/или документы от иностранных государственных органов относительно уже проведенной проверки (пп. 78.1.21 п. 78.1 ст. 78 ТК Украины);
  • проведение хозяйственной деятельности нерезидентом через постоянное представительство на территории Украины без взятия на налоговый учет (пп. 78.1.22 п. 78.1 ст. 78 ТК Украины);
  • документальные внеплановые проверки налогоплательщиков через налоговую информацию, что свидетельствует о нарушении плательщиком валютного законодательства в части соблюдения предельных сроков поступления товаров по импортным операциям и/или валютной выручке по экспортным операциям.

Следует отметить, что законопроект увязывает проведение документальных и фактических проверок с безопасностью условий их проведения.

Проверки могут быть проведены при:

  • доступа, допуска к территориям, помещениям и другому имуществу, связанным с объектами налогообложения налогоплательщиков;
  • допуска к документам о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах и расходах, связанных с исчислением и уплатой налогов;
  • проведение инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятие остатков товарно-материальных ценностей, наличных денег.

В случае наличия соответствующих ограничений проверки останавливаются до завершения действия таких обстоятельств или устранения препятствий по проведению проверки по решению руководителя контролирующего органа.

Такие обстоятельства останавливают течение срока проведения проверки с последующим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.

Законопроект также предусматривает, что документальные проверки, начатые и незавершенные до 24 февраля 2022 года, кроме проверок, для которых установлен мораторий, возобновляются на неиспользованный срок.

Возвращаются и плановые проверки. Временно, на период с 1 августа 2023 г. до прекращения или отмены военного положения, в план-график проведения документальных плановых проверок, могут быть включены только налогоплательщики в сферах:

  • производства или реализации подакцизной продукции;
  • организации и проведения азартных игр в Украине (игорный бизнес);
  • денежных, платежных услуг.

Формирование плана-графика проведение документальных плановых проверок и внесение изменений в него осуществляются без учета требований, предусмотренных в НК Украины (в ПК предусмотрены определенные правила формирования плана-графика, к примеру: к проведению документальных плановых проверок отбираются налогоплательщики, имеющие риск по неуплате налогов и сборов, невыполнение иного законодательства). После вступления в силу законопроекта 8401 предприятие (например, по игорному бизнесу) может попасть в план-график проверок.

Также, временно, на период с 1 августа 2023 года до прекращения или отмены военного положения на территории Украины:

  • если налогоплательщик в течение 30 календарных дней со дня после получения НПР уплатил всю сумму налогового обязательства, начисленную по результатам документальных проверок, которые были возобновлены или начаты с 1 августа 2023 г. и завершены до дня прекращения или отмены военного положения, то штрафы, которые были начислены на сумму такого налогового обязательства, считаются упраздненными, а пеня не начисляется;
  • сумма денежного обязательства, определенного в НПР, считается несогласованной до момента полной уплаты налогового обязательства, определенного в таком НПР, но не позднее 30 календарных дней со дня получения. Сумма налогового обязательства, уплаченного в таком порядке, не подлежит обжалованию;
  • в случае самостоятельного исправления налогоплательщиком ошибок, повлекших занижение налогового обязательства, такой плательщик освобождается от начисления и уплаты штрафов, предусмотренных п. 50.1 ст. 50 ТК Украины и пени (новый пункт 69.38).

Отмена единого налога 2%

Также со вступлением в силу данного законопроекта изменяются условия пребывания налогоплательщиков на специальной группе Единого налога. Так, с 1 августа 2023 г. отменяется ставка единого налога на уровне 2%.

При этом налогоплательщик будет иметь право подать заявление об отказе от применения 2% единого налога и указать на какую систему налогообложения он переходит. Если такое заявление не подано, а также если плательщик не сообщил о своем желании перейти на другую систему налогообложения в заявлении, он автоматически переводится в систему налогообложения, на которой находился до избрания 2% системы.

Налогоплательщики, зарегистрировавшиеся уже после 24 февраля 2022 года и сразу выбравшие специальную группу, автоматически становятся налогоплательщиками третьей группы со ставкой 5%.

В частности, законопроект предусматривает, что плательщики специальной группы, которые в 2023 перешли на общую систему налогообложения, имеют право перейти в 2023 году повторно на упрощенную систему налогообложения.