Дата публикации: 6 августа 2015
Евгений Соловьев, адвокат
Источник: «Бизнес»
14 июля 2015 г. Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №2757 «О внесении изменений в статью 60 Закона «О хозяйственных обществах» (относительно уменьшения кворума общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью). Проектом предусмотрено уменьшить кворум общего собрания обществ с ограниченной ответственностью с нынешних 60% голосов участников ООО, присутствующих на этом собрании, до 50%. Насколько необходим новый закон и каковы могут быть его последствия, БИЗНЕС выяснял у Евгения Соловьева, адвоката ЮФ «Ильяшев и Партнеры».
– Автор законопроекта утверждает, что принятие нового закона необходимо для нормальной деятельности украинских ООО. Насколько, на ваш взгляд, это отвечает действительности?
– То, что данный законопроект является весьма неоднозначным, видно даже по результатам голосования в первом чтении – проголосовало 226 депутатов, т.е. минимально необходимое число. Следует отметить, что за более чем 20 лет существования Закона Украины «О хозяйственных обществах» при создании бизнеса и построении корпоративной структуры учредители исходили из существующего все это время кворума в 60% +1 голос и, соответственно, блокирующего пакета в 40% голосов. Разговоры об изменении кворума в сторону уменьшения ходили уже давно, но каждый раз так и оставались разговорами, поэтому бизнес к этому уже привык и многие к такому развитию событий не готовились. Поэтому инициаторы законопроекта сильно лукавят, когда говорят, что это делается для защиты прав участников путем лишения возможности собственников доли размером 40% блокировать управленческую деятельность. Распределив именно таким образом долевое участие при создании предприятия, участники изначально уже на это пошли и были с этим согласны.
– Какие ближайшие последствия вы видите?
– Можно с уверенностью сказать, что если данный законопроект будет принят в целом в нынешнем виде, число конфликтных ситуаций возрастет. Необходимо учитывать тот факт, что ООО является самой распространенной организационно-правовой формой в Украине. Наверное, большая часть этих ситуаций останутся незаметными для общественности, но от этого они не станут менее важными для большого количества учредителей, которые утратят блокирующий пакет и возможность влиять на ситуацию. Таким образом, произойдет очередная дестабилизация, ведь во многом развитию украинского бизнеса мешает даже не столько само законодательство, его отсутствие, направленность или несовершенство, сколько постоянные изменения правил игры.
– Что, по вашему мнению, необходимо изменить в законопроекте при подготовке ко второму чтению?
– Необходимо установить переходной период, который при этом будет исчисляться не днями или месяцами, а несколькими годами, чтобы бизнес за это время мог адаптироваться и в нормальном спокойном режиме откорректировать договоренности. Не секрет, что подобные законы у нас начали приниматься под предприятия, в которых государство имеет 50%+1 голос. Поэтому есть все основания полагать, что ко второму чтению текст законопроекта изменится. Например, там будет предусмотрено, что для ООО с государственной долей закон вступает в силу сразу после опубликования. В этой связи могу напомнить недавние аналогичные изменения в Закон Украины «Об акционерных обществах», от принятия которых 19 марта до вступления в силу 27 марта прошло всего 8 дней.
И конфликтные ситуации уже возникают, просто мы многого пока не видим, они еще находятся на начальной стадии. Изменения принимались, по сути, под одну «Укрнафту», а головную боль и вред это уже доставило и наверняка еще доставит многим. Остается надеяться на то, что наступит момент, когда практика существенного изменения правил игры бизнеса в масштабе всей страны под одну или несколько компаний с целью передела имущества между олигархическими структурами прекратится.