Дата публикации: 4 июня 2014
Роман Марченко, адвокат, старший партнер
Источник: Kyiv Post
Неправомерные действия Российской Федерации в отношении Украины, в частности, аннексия территории Автономной Республики Крым, являются одной из наиболее обсуждаемых тем не только в Украине, но и за рубежом. Несмотря на патриотическую позицию большинства наших сограждан, все мы вынуждены признать тот факт, что Украина утратила контроль над Крымом и де-факто на территории крымского полуострова действуют законы Российской Федерации.
Безусловно, в сложившихся условиях Украина была вынуждена принимать решения, которые позволять защитить свои интересы и интересы наших соотечественников, находящихся на аннексированной территории. Именно поэтому 15 апреля 2014 г. Верховной Радой был принят закон об оккупированных территориях, который направлен на защиту прав украинцев, оставшихся в Крыму.
Стоит отметить, что отдельные нормы указанного закона будет практически невозможно реализовать на практике, поскольку восстановить нарушенные права граждан от действий самопровозглашенных «крымских властей» можно будет только в случае фактического возвращения территории Крыма под юрисдикцию Украины. Но принятие данного нормативно-правового акта — абсолютно правильное и своевременное решение со стороны парламента Украины.
Дело в том, что в соответствии с нормами международного права, даже если страна не отвечает на агрессию военными действиями, она все равно должна протестовать против любого действия оккупанта на ее земле. В противном случае ее поведение может трактоваться как молчаливое согласие. Безусловно, Украина никогда не согласится с аннексией Крыма, поэтому принятие закона об оккупированных территориях и ряда правовых актов – абсолютно необходимый логичный шаг. Таким образом, украинская сторона подтверждает свою позицию относительно незаконной деятельности РФ. Напомню, что это почти единогласно признается и международным сообществом – достаточно вспомнить проголосованную большинством государств резолюцию Генеральной ассамблеи ООН при всего 11 голосах «против» стран-изгоев, включая Россию.
Как я упоминал ранее, закон был принят 15 апреля 2014 года, но до сих пор не опубликован в официальных изданиях, следовательно, не вступил в законную силу.
Тем не менее, отдельные его положения достаточно активно обсуждаются как среди экспертов, так и в обществе. Поэтому мы можем спрогнозировать, как изменится жизнь простых украинцев, в первую очередь крымчан, после вступления в силу данного документа.
Оккупация Крыма заставит крымских предпринимателей пересмотреть стратегию ведения бизнеса на аннексированной территории. Дело в том, что предприниматели должны сделать непростой выбор — продолжать работать в Крыму как резиденты Украины или же принять законодательные правила РФ. Оба варианта имеют свои недостатки.
Если предприниматель решает продолжать работать по украинскому законодательству, ему предоставляется возможность упрощенной перерегистрации своего бизнеса на материковую часть Украины. В этом случае бизнесмены смогут сохранить украинскую регистрацию своих активов, а мощности в Крыму Украина будет считать иностранным филиалом. Такой вариант выгоден в первую очередь представителям среднего и крупного бизнеса. Но в этом случае «предприниматели-патриоты» могут столкнуться с целым рядом трудностей: пристальным вниманием и предвзятым отношением со стороны «крымских властей», возможной дискриминацией прав и свобод и созданием преград для ведения бизнеса.
Для тех предпринимателей, которые захотят вести бизнес как субъект РФ, изначально стоит пройти процедуру ликвидации в Украине, дабы не платить платежи и сборы в бюджеты двух стран. Процедура ликвидации предприятия займет определенное время и потребует проведения целого ряда процедурных вопросов на материковой части Украины.
Также в случае получения «российской прописки», крымские предприниматели потеряют бизнес-партнеров с материковой части Украины.
Одним из положений закона об оккупированных территориях является непризнание Украиной сделок с недвижимостью, которые будут проводиться на территории АРК в период оккупации. Безусловно, крымчане могут продать свой дом или квартиру на территории полуострова в соответствии с положениями законодательства РФ, но подобные сделки не будут признаваться Украиной. К тому же пока не ясен механизм подобной продажи, поскольку прежде чем что-то продать, нужно зарегистрировать право собственности на объект недвижимости. Поэтому не исключено, что жителям крымского полуострова и иным собственникам «домика в Крыму» придется повторно регистрировать право собственности на недвижимость, но только уже в соответствии с российскими законами. В РФ уже звучат призывы «взять деньгами по полной» за такую перерегистрацию с неграждан России.
Сегодня активно муссируется тема по поводу возможного невозврата денег вкладчикам крымских банков. Хочу успокоить крымчан — подавляющее большинство банков, действовавших на территории АРК, являются филиалами украинских финансовых учреждений, расположенных на материковой части Украины. Для возврата депозита следует обращаться в головные офисы банков.
Определенные трудности возникают у самих банковских учреждений при возврате ранее выданных кредитов. Дело в том, что проводить работу по возвращении кредитных средств на оккупированной территории и, возможно, уже в отношении гражданина другого государства значительно более проблематично. ЮФ «Ильяшев и Партнеры» обслуживает более десяти банков и некоторые из них уже ведут переговоры о продаже своих крымских кредитных портфелей российским финансовым учреждениям.
Неприятные сюрпризы закон об оккупированных территориях готовит для туристов, которые хотят посетить Крым. В случае вступления документа в силу, желающим отдохнуть в Крыму иностранцам придется брать специальное разрешение в правоохранительных органах Украины. При этом данная норма будет распространяться на всех, кто намерен попасть в Крым с материковой части нашей страны, независимо от того, едут они на автомобиле или поезде. Подобное новшество безусловно существенно сократит количество туристов, которые захотят провести свой отпуск в Крыму.