Дата публикации: 27 января 2015
Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли
Источник: «Экономическая правда»
На заседании Совета по торговле услугами ВТО, которое состоялось 28 ноября 2014 года, Россия сделала заявление, связанное с реформированием Единой газотранспортной системы Украины.
По мнению Москвы, закон Украины о реформировании системы управления единой ГТС от 16 августа 2014 года не соответствует нормам ВТО и его нужно отменить.
Об этом также сообщалось в интернет-изданиях со ссылкой на руководителя департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максима Медведкова.
Это заявление Кремля означает, что Россия может подать запрос на консультации с Украиной в рамках процедуры по разрешению споров ВТО.
В связи с этим можно предположить, что Москву беспокоят два аспекта.
Первый − возможное нарушение Украиной принципа недискриминации относительно доступа иностранных компаний к рынку услуг по транспортировке и хранению газа.
Второй − несоответствие международным обязательствам, взятым Украиной в рамках ВТО относительно определенных законом формы и объема участия иностранных компаний в создании оператора Единой газотранспортной системы.
В случае формирования запроса на консультации Россия, скорее всего, будет ссылаться на несоблюдение Украиной норм Генерального соглашения по торговле услугами − GATS.
Украина может построить тактику защиты, основываясь на статье «Исключения по соображениям безопасности» GATS.
Также Киев может утверждать, что закон Украины не создает дискриминационных условий доступа к рынку услуг, связанных с транспортировкой газа, поскольку не ограничивает предоставление таких услуг иностранными субъектами хозяйствования с помощью собственных систем транспортировки и хранения газа в Украине.
Кроме того, Украина может ссылаться на отчет рабочей группы по вопросам вступления Украины в ВТО от 25 января 2008 года.
В нем предусмотрено, что транспортировка нефти и газа трубопроводами относится к сфере деятельности естественных монополий и подлежит лицензированию. Цены и тарифы на такие услуги подлежат государственному регулированию.
Направление Россией запроса на консультации будет зависеть от заинтересованности «Газпрома» и наличия финансирования юридических советников для обеспечения рассмотрения дела по разрешению споров.
Немаловажную роль могут сыграть результаты инициированных Россией консультаций, которые длятся с апреля 2014 года по делу «Европейский союз и его государства-члены − некоторые меры, касающиеся энергетической отрасли», так называемый «Энергетический пакет».
Там обсуждаются претензии к директивам ЕС, на которые идут прямые ссылки в законе Украины. Украина не является третьей стороной в консультациях между РФ и ЕС, однако их результаты могут создать прецедент для дальнейшего развития дела в рамках украинской ГТС.
Если дело дойдет до создания группы экспертов в ВТО для разрешения спора по «Энергетическому пакету», то Украине представится возможность поучаствовать в деле третьей стороной, чем она, скорее всего, воспользуется.
Если Россия выиграет дело по ГТС Украины в ВТО, то Киеву придется привести свой закон в соответствие с нормами ВТО.
Такое решение можно будет получить не ранее, чем через два года. Разрешение спора в ВТО имеет свои процедуры и делится на четыре этапа: консультации, создание группы экспертов, рассмотрение дела апелляционным органом, контроль за выполнением рекомендаций и решений.
В рекомендациях и решениях органа по разрешению споров не может быть и речи о компенсации или возмещении убытков РФ в этом деле.
Выполнение рекомендаций является предпочтительным завершением процесса в рамках договоренности ВТО по правилам и процедурам разрешения споров.
На заседании органа по разрешению споров, которое проводится через 30 дней после принятия рекомендаций группы экспертов или апелляционного органа, сторона, на которую подана жалоба, должна изложить план выполнения советов.
Если незамедлительное выполнение рекомендаций невозможно, это должно быть сделано в «разумный срок», определяемый сторонами. Исполнение в полной мере не должно откладываться более чем на 15 месяцев с даты принятия доклада.
Только в случае невыполнения в установленные сроки решения органа по разрешению споров возможно применение принципа аннулирования уступок, который может быть использован как крайняя мера для выполнения обязательств.
Ответные меры временные и должны применяться до выполнения рекомендаций или достижения взаимоприемлемого решения. Одностороннее применение ответных мер не допускается.
Таким образом, позиция Украины сильная. Если даже будут открыты консультации в рамках ВТО, то это совсем не означает, что дело дойдет до созыва группы экспертов для урегулирования спора и возврата ситуации с украинской ГТС к статусу-кво.