Оставить заявку

Стальной заслон: будет ли Украина оспаривать торговые ограничения ЕС

Дата публикации: 16 января 2019

Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли

Источник: «Европейская правда»

Крайне неприятная новость для многих стран, включая Украину: ЕС вводит защитные меры в отношении импорта некоторых видов стальной продукции независимо от страны происхождения. О принятии такого решения Европейский Союз официально уведомил ВТО.

Защитные меры приняты в связи с возрастающим импортом и наличием ущерба промышленности ЕС. Меры будут применяться три года в виде тарифной квоты на 26 видов продукции с 5% уровнем либерализации. Тарифная квота распределена по группам товаров между основными странами экспортерами и будет доступна с 2 февраля текущего года.

В своем уведомлении ЕС сообщил, что открыт к консультациям с заинтересованными членами ВТО.

Китай, Корея, РФ, Турция, Швейцария и даже Молдова моментально отреагировали и запросили проведения консультаций с ЕС.

В соответствии с нормами ВТО Европейский Союз до введения мер обязан предоставить адекватную возможность для проведения предварительных консультаций с теми членами, которые имеют существенный интерес. Предмет консультаций заключается в обмене мнениями относительно применения мер, а также возможности предоставления равноценных уступок на другие товары или услуги.

Соглашение ВТО о защитных мерах гласит, что страна, которая принимает защитные меры, обязана приложить усилия для поддержки уровня уступок и других обязательств, а заинтересованные члены могут согласиться на адекватные меры торговой компенсации за неблагоприятные последствия применения пошлин или квот.

В случае если в течении 30 дней не будут достигнуты договоренности в результате консультаций, то экспортирующие члены ВТО, которые подпадают под действие такой меры, могут в одностороннем порядке приостановить свои уступки. Но это правило работает при определенных условиях:

– во-первых, Совет по торговле ВТО не должен быть против, а он и не будет, потому что собрать консенсус голосов членов ВТО при таком количестве заинтересованных сторон – это практически нереально;

– во-вторых, приостановление уступок не может применяться первые три года, если защитные меры были приняты в результате абсолютного возрастания импорта.

Данная статья Соглашения о защитных мерах применяется крайне редко. В последний раз это было в деле о принятии Украиной специальных пошлин на легковые автомобили.

Напомним, в свое время к Украине обратились Турция, Корея, РФ и ЕС. Страны запросили консультации, и Украина не смогла предоставить уступку, после чего Турция ввела адекватные меры в ответ – в одностороннем порядке применила дополнительные пошлины на украинские грецкие орехи. Пошлина взималась до тех пор, пока не была отменена специальная мера на легковые автомобили.

Но в этом случае Украина принимала решение на основании только относительного импорта, поэтому у Турции было право реагировать на ситуацию в течение 90 дней от даты введения специальной пошлины.

В случае с ЕС речь идет об абсолютном и относительном возрастании импорта, поэтому адекватные меры в одностороннем порядке страны смогут принять только через три года, что, возможно, будет неактуальным из-за снятия мер или уровня либерализации квоты.

Впрочем, не стоит забывать, что в дальнейшем защитную меру по результату пересмотра ЕС может продлить в общей сложности до 8 лет (еще раз на 3 года, а потом снова на 2 года).

И в этом случае, если страны зарезервируют право на принятие адекватных мер в ответ, то через три года у них будет хороший аргумент для торга с ЕС.

Маловероятно, что ЕС предложит странам-экспортерам взаимовыгодные уступки по другим товарам и страны найдут взаимовыгодное решение в ходе консультаций. Практика показывает, что обычно эта норма не выполняется, поэтому не исключено, что вскоре может быть новый спор в ВТО против Европейского Союза.

Ведь статистика рассматриваемых дел в ВТО гласит, что все споры, в которых оспаривались защитные меры, завершились в пользу истца.

Что стало причиной таких действий ЕС?

Напомним, что все началось с применения Соединенными Штатами Америки повышенных пошлин в отношении импорта алюминия и стали. Такие меры вызвали необходимость, с одной стороны, оспаривать действия американских властей, чтобы обеспечить доступ собственного экспорта товара, а с другой стороны – защитить внутренний рынок от чрезмерного импорта товара, который предназначался для американского рынка.

Таким образом, в 2018 году ЕС, а также Китай, Канада, Мексика, Индия, Норвегия, Швейцария, Турция, Россия инициировали спор в ВТО против США, чтобы оспорить американскую пошлину на алюминий и сталь. Но понимая, что процедура рассмотрения спора в ВТО затянется на длительное время, ЕС начал собственное расследование с целью установления защитных мер от чрезмерного импорта товара.

Уже через четыре месяца от даты начала расследования Еврокомиссия применила временные защитные меры в виде тарифной квоты в отношении импорта некоторых видов стальных изделий независимо от страны происхождения и импорта, включая Украину.

Вероятно, для ЕС это был вынужденный шаг с учетом того факта, что ранее Комиссия не приветствовала защитные меры и предпочитала защищаться путем антидемпинговых и компенсационных мер, направленных на борьбу с нечестной конкуренцией конкретной страны.

Также этот подтверждается и уведомлением ЕС о принятии окончательных мер, в котором указано, что тенденция увеличения импорта в ЕС отчасти обусловлена воздействием мер США и станет еще более заметной в ближайшем будущем, если не принять соответствующих мер. Большое количество американских производителей продукции, охваченных мерами, объявили о важных планах расширять производство, и, следовательно, рынок США больше не сможет поглощать импортный товар в тех же объемах, а значит, экспортерам придется искать альтернативные рынки.

Вслед за Еврокомиссией защитное расследование начали Канада, Турция, РФ и другие страны.

Позиция Украины

Украина является одной из стран, которая имеет существенный интерес в экспорте товара, охваченного мерами. В основном, это товар промышленно-производственных групп, таких как “Метинвест”, “АрселорМиттал Кривой Рог”, “Интерпайп”.

Но несмотря на это, Украина не подавала запрос на проведение консультаций, хотя в расследовании участвовала. Причину такого шага понять непросто – скорее всего, в правительстве не хотят дополнительно осложнять отношения со стратегическим партнером.

Пока можно ожидать лишь то, что Украина присоединится к этому спору в качестве третьей стороны, как она это и сделала в деле против США.

Также, скорее всего, Украина не будет проводить специальное (защитное) расследование для защиты внутреннего рынка, ограничившись принятием антидемпинговых пошлин по рассмотрению жалобы от конкретных производителей.

Впрочем, на днях решение о начале консультаций с ЕС приняла Молдова. И это вызывает резонный вопрос: почему Кишинев готов отстаивать интересы своих производителей, а Киев – нет?