Дата публикации: 2 октября 2018
Леонид Гилевич, юрист
Источник: «Юридическая практика»
«Только юрист, специализирующийся на вопросах комплаенса, может установить для работников желаемые работодателем обязанности, при этом минимизируя риски нарушение прав трудящихся».
Несмотря на то что многим в Украине «комплаенс» кажется малопонятным иностранным словом, в национальном законодательстве соответствующий термин используется уже более десяти лет, прежде всего в банковской сфере.
Пожалуй, наиболее удачное определение понятия «комплаенс» содержится в Методических рекомендациях относительно усовершенствования корпоративного управления в банках Украины. Там комплаенс описан как «необходимость знать, понимать и соблюдать все требования законодательства Украины, нормативов, положений и правил, внутренних политик, стандартов и кодексов по вопросам деятельности банка».
По большому счету такое определение при условии замены слова «банк» на другой тип организации может применяться и к компаниям, которые банками не являются.
Обязанности и комплаенс
Разобравшись с терминологией, стоит сказать о том, в каких именно документах могут содержаться обязанности работников и как такие документы соотносятся с комплаенсом.
Основные трудовые обязанности устанавливаются трудовым законодательством Украины и в первую очередь Кодексом законов о труде (КЗоТ) Украины. Важное положение содержится в статье 9 КЗоТ: условия договоров о труде, которые ухудшают положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными.
Основным документом, который определяет права и обязанности работодателя и работника по отношению друг к другу, является трудовой договор. В определении трудового договора в статье 21 КЗоТ Украины, в частности, говорится о том, что работник при выполнении работы обязывается подчиняться внутреннему трудовому распорядку.
Статья 139 КЗоТ Украины описывает, как именно работник должен выполнять работу. Он должен «честно и добросовестно, своевременно и точно выполнять распоряжения собственника или уполномоченного им органа, соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, требования нормативных актов об охране труда, бережно относиться к имуществу собственника, с которым заключен трудовой договор».
Пожалуй, наиболее близок к понятию «комплаенсу» термин КЗоТ Украины «трудовая дисциплина», нарушение которой, согласно Типовым правилам внутреннего распорядка для работников и служащих предприятий, учреждений и организаций, определяется как «неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей».
Авторы одного из проектов Трудового кодекса Украины (законопроект № 1658) подходят к вопросу, связанному с обязанностями работника, более комплексно, посвящая им отдельную статью 21. В ней указано, что основными обязанностями работника являются в том числе личное и добросовестное исполнение своих обязанностей по трудовому договору; соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, требований нормативных актов работодателя; другие обязанности, предусмотренные законом, коллективным договором, трудовым договором с работником или нормативным актом работодателя. Работодатель имеет право издавать нормативные акты в сфере труда путем издания приказов, распоряжений, решений и т.п. Работодатель обязан поставить всех работников в известность об изданных нормативных актах.
Хотя КЗоТ Украины и не использует понятие «внутренний нормативный акт работодателя», он все же ссылается на распоряжения, приказы и внутренний трудовой распорядок работодателя, которые имеют для работника обязательную силу.
Таким образом, можно сделать вывод, что для функционирования правил комплаенса обязательны следующие условия:
— все обязанности работников должны быть зафиксированы в письменной форме как трудовые обязанности, а их нарушение должно быть определено как нарушение трудовой дисциплины. Обязанности могут быть зафиксированы в учредительных документах работодателя, коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка, других нормативных актах работодателя (которые могут называться «правила комплаенс», «кодекс корпоративной этики» и т.п.), трудовом договоре (контракте) с конкретным работником и, разумеется, в законодательстве;
— все работники должны быть ознакомлены с соответствующими трудовыми обязанностями под роспись;
— работодатель должен внедрить эффективный механизм (систему), благодаря которому правила комплаенса могли бы реализовываться на практике.
Основные обязанности
Исходя из практического опыта, можно назвать следующие основные обязанности и ограничения в сфере комплаенса, которые работодатель стремится возложить на своих работников:
— обязанность соблюдать требования законодательства, учредительных документов работодателя, приказов, распоряжений работодателя, нормативных актов работодателя;
— запрет осуществления действий, имеющих признаки коррупции и получения неправомерной выгоды;
— предотвращение конфликта интересов, в том числе ограничения в отношении работы на конкурентов или предпринимательской деятельности, составляющей конкуренцию деятельности работодателя;
— неиспользование ресурсов работодателя в личных целях;
— соблюдение требований относительно обращения с конфиденциальной информацией и коммерческой тайной;
— ограничение в отношении политической, общественной или религиозной деятельности со ссылкой на работодателя;
— воздержание от совершения действий, которые могут дискредитировать работодателя;
— выполнение требований, касающихся внешнего вида работника;
— соблюдение требований относительно культуры общения и этикета.
При этом степень возможности принудительной реализации описанных выше обязанностей и ограничений может быть разной.
Так, не вызывает сомнений, что работник обязан соблюдать требования законодательства или приказов работодателя, а также не совершать коррупционных действий. В то же время ограничение работника в праве работы на другого работодателя (в свободное от основной работы время) может трактоваться как нарушение конституционного права на труд, а установление правил для выражения политической или общественной позиции — наступлением на свободу слова.
Поскольку границы между «можно» и «нельзя», между «обязанностью» и «рекомендацией» в отношении описанного выше очень тонкие, только опытный юрист, специализирующийся на вопросах комплаенса, может компетентно составить содержащие правила комплаенса документы таким образом, чтобы в максимально возможной степени, разрешенной законодательством, установить для работников желаемые работодателем обязанности, а также минимизировать для работодателя риски нарушения прав работников.
Ответственность за нарушение
В завершении отметим, что при нарушении правил комплаенса, которые являются трудовыми обязанностями, к работнику могут быть применены такие меры ответственности, как выговор (статьи 147–152 КЗоТ Украины) или же увольнение (различные основания в зависимости от конкретной ситуации предусмотрены статьями 36, 40 и 31 КЗоТ Украины). В качестве дополнительных мер выступают установление условий для выплаты премий (не выполнил условие — не получил премию) и материальная, административная и уголовная ответственность в особо серьезных случаях.