Оставить заявку

Обыск на судне как элемент экологического контроля: актуальные инциденты в портах Большой Одессы

Дата публикации: 14 сентября 2021

Сергей Неделько, адвокат, руководитель Одесского офиса

Источник: «Порты Украины»

Многие помнят период времени с 2017 по 2019 годы, когда, пользуясь законодательными пробелами в сфере экологического контроля судовых балластных вод, Государственная экологическая инспекция Украины в лице «морских» инспекций оформляла десятки и сотни материалов об административных правонарушениях за загрязнение территориальных и внутренних морских вод в результате сбросов с судна загрязняющих веществ. Это влекло за собой предъявление судовладельцу претензии на десятки тысяч долларов и запрет на выход судна из порта до возмещения вреда.

Начиная с июля 2019 года, в портах не было зафиксировано громких и откровенно спорных инцидентов, связанных с экоконтролем, что объясняется, в первую очередь, принятием порядка взаимодействия АМПУ и Госэкоинспекции при выявлении случаев сброса с судна загрязняющих веществ в акваторию порта (постановление КМУ №670 от 17.07.2019) и порядка проверки, взятия проб воды и проведения их анализа (постановление КМУ №828 от 21.08.2019), а также ликвидацией «морских» Госэкоинспекций.

Санкция на контроль

В течение последних нескольких недель сотрудники СБУ совместно с Госэкоинспекцией и Госпогранслужбой провели уже три обыска на судах под иностранным флагом. Следственные действия проводились в рамках одного уголовного производства, открытого в отношении неустановленных должностных лиц ГЭИ и АМПУ, которые якобы, злоупотребляя своим служебным положением, не осуществляли меры реагирования по выявлению загрязнений с судов.

Досудебное расследование проводится под процессуальным руководством Одесской областной прокуратуры, по поручению которой с июня 2021 года отряд морской охраны Госпогранслужбы обязан информировать о всех случаях загрязнения в территориальном море и исключительной (морской) экономической зоне Украины. Зафиксировав с помощью аэрофотосъемки признаки загрязнения в виде пятен на поверхности воды возле судна, морская охрана самостоятельно отбирает пробы воды у борта для лабораторного анализа, о чем информирует Госэкоинспекцию. Примечательно, что такие меры проводились как в территориальном море (12 морских миль), так и за его пределами (прилежащая зона). Естественно, результаты анализа показывают превышение ГДК загрязняющих веществ, что служит формальным основанием для обращения в суд и получения санкции следственного судьи на проведение обыска на судне, поскольку на нем якобы могут находится предметы, вещи и документы, подтверждающие совершение преступления теми самыми неустановленными должностными лицами ГЭИ и АМПУ. Итак, круг замкнулся и экологи получают желанный доступ на судно, с чем у них время от времени возникали сложности.

В ходе обыска сотрудники СБУ и ГЭИ, не имея для этого достаточных знаний, опыта и квалификации, проверяют судовые документы, танки сточных вод и грузовые трюма, отбирают пробы, опрашивают экипаж и устанавливают факт загрязнения моря. Фактически речь идет о полноценном проведении мер экологического контроля на судне под иностранным флагом, которые, однако, санкционированы под видом следственного действия. Далее классика жанра – расчет суммы убытков, претензия судовладельцу в связи с загрязнением моря сточными водами и решение о запрете на выход судна согласно п. «г» ч. 2 ст. 91 КТМ Украины.

Положения МАРПОЛ 73/78

Согласно приложению IV к МАРПОЛ 73/78 (Правила предотвращения загрязнения сточными водами с судов), сточные воды (sewage) означают: стоки и прочие отходы из всех типов туалетов и писсуаров; стоки из медицинских помещений (амбулаторий, лазаретов и т.п.) через расположенные в таких помещениях раковины, ванны и шпигаты; стоки из помещений, в которых содержатся живые животные; или прочие сточные воды, если они смешаны с перечисленными выше стоками (правило 1).

Сброс в море сточных вод запрещается, кроме случаев, когда судно сбрасывает измельченные и обеззараженные сточные воды на расстоянии более трех морских миль от ближайшего берега, используя систему, одобренную Администрацией в соответствии с правилом 9.1.2 настоящего Приложения, или сбрасывает неизмельченные и необеззараженные сточные воды на расстоянии более 12 морских миль от ближайшего берега при условии, что в любом случае накопленные в сборных танках сточные воды или сточные воды из помещений, в которых содержатся живые животные, сбрасываются не мгновенно, а постепенно, когда судно находится в пути, имея скорость не менее четырех узлов (правило 11).

Если рассматривать эксплуатационные отходы (operational wastes), которые включают в себя промывочные воды для зачистки трюмов (п. 12 правило 1 глава 1 приложения V (Правила предотвращения загрязнения мусором с судов), МАРПОЛ 73/78 разрешает их сброс даже в пределах особых районов (включая район Черного моря) за пределами 12-мильной зоны, но при соблюдении определенных условий (правило 6). По общему правилу, сброс эксплуатационных отходов в особых районах запрещен.

Данные положения МАРПОЛ 73/78 также имплементированы в национальное законодательство, а именно:

  • Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря от загрязнения и засорения, утверждённые постановлением КМУ № 269 от 29.02.1996 (Постановление № 269);
  • Положение о порядке исчисления размера возмещения и уплаты убытков, причиненных вследствие загрязнения с судов, кораблей и других плавучих средств территориальных и внутренних морских вод Украины, утвержденное приказом Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины №16 от 16.01.2021 (Приказ № 16).

Кто наделен функциями контроля

Согласно МАРПОЛ 73/78, контроль за выполнением эксплуатационных требований по предотвращению загрязнения сточными водам и мусором с судов должны осуществлять должностные лица (инспекторы) государства порта (Port State Control).

Морская администрация наделена функциями контроля государства порта (Port State Control) за соответствием судов, заходящих в порты Украины, территориальное море и внутренние воды, независимо от их флага, стандартам безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды с судов (пп. 9 п. 4 Положения о Морской администрации, утвержденного постановлением КМУ от 06.09.2017 № 1095). Именно инспекторы Port State Control, имея необходимую квалификацию, могут проверить судовые документы и сделать вывод, был ли сброс загрязняющих веществ с судна или нет. И если в результате осмотра судна и судовых документов были получены данные о таком сбросе, Морская администрация обязана сообщить об этом органы Госэкоинспекции для проведения расследования и привлечения к ответственности виновных лиц (пп. 2.2.13 п. 2.2 Правил контроля судов с целью обеспечения безопасности мореплавания, утвержденных приказом Минтранспорта от 17.07.2003 № 545).

Вместе с этим порядок взаимодействия АМПУ и Госэкоинспекции распространяется только на случаи выявления загрязнений в акватории порта, поэтому алгоритм действий при выявлении загрязнений вне акваторий портов остается неурегулированным. В порядке проверки, взятия проб воды и проведения их анализа также не упоминается о возможности отбора проб вне акваторий портов или судов. Видимо, этими пробелами в законодательстве решили воспользоваться.

Финальный расчет убытков

Согласно п. 4 раздела 2 Приказа № 16 объем сброшенных хозяйственно-фекальных сточных вод определяется на основании результатов инструментально-лабораторных измерений или данных судовых документов, к которым экологи получили доступ благодаря обыску.

Размер убытков, причиненных вследствие загрязнения с судов внутренних морских вод и территориального моря, рассчитывается путем умножения количества загрязняющих веществ, согласно судовым документам, на таксы, утвержденные постановлением Кабинета министров от 03.07.1995 №484 (Постановление №484). За каждый кубический метр сброшенных с судна сточных вод судовладелец вынужден заплатить $140.

Таким образом, под формальной оболочкой проведения следственных действий сотрудники Госэкоинспекции при содействии СБУ и Госпогранслужбы фактически осуществляют меры экологического контроля на судне, получая беспрепятственный доступ к судовым механизмам, помещениям и документам. В последующем данные судовых документов ложатся в основу расчета убытков за загрязнение моря для выставления претензии. Однако достоверно и объективно установить, было ли на самом деле загрязнение с судна и ухудшение качества воды, постфактум практически невозможно.