Дата публикации: 20 июля 2018
Леонид Гилевич, юрист
Источник: HeadHunter.ua
Принцип равной оплаты труда женщин и мужчин в Украине: декларативная норма или работающее правило?
Согласно статье 23 Всеобщей декларации прав человека каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату труда за равный труд. Вопрос равной оплаты труда является настолько важным, что Международная организация труда (членом которой является Украина) даже приняла в 1951 году Конвенцию о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности. Согласно статье 2 такой Конвенции каждый член организации поощряет и обеспечивает применение в отношении всех трудящихся принципа равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности.
За последние 70 лет с целью устранения неравенства в оплате труда мужчин и женщин были приняты многочисленные нормативные акты, как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств. Есть такой закон и в Украине – «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин». В соответствии со статьей 17 такого закона работодатель обязан осуществлять равную оплату труда женщин и мужчин при одинаковой квалификации и одинаковых условиях труда. Статьей 18 того же закона предусмотрено, что равные возможности могут также быть обеспечены с помощью коллективных договоров.
Однако несмотря на все декларируемые требования к равной оплате труда, соответствующий принцип равенства отнюдь не всегда работает. Так, даже в Исландии, занимающей первое место в Глобальном индексе гендерного равенства за 2017 год (такой документ разрабатывается Всемирным экономическим форумом), разница в оплате труда женщин и мужчин составляет между 14 и 18 процентами (в пользу мужчин). Украина в таком индексе занимает 61 место, а разница в оплате труда между женщинами и мужчинами, по разным оценкам, может составлять до 25 процентов.
Таким образом, на первое место выходит механизм, с помощью которого конкретное государство реально борется с дискриминацией в сфере оплаты труда.
Инициативы Кабинета Министров Украины
Распоряжением Кабинета Министров Украины от 5 апреля 2017 года № 229-р была утверждена Концепция Государственной социальной программы обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2021 года.
В самом документе говорится о том, что согласно официальной статистике за 2015 год среднемесячная заработная плата женщин на 25,1 процент ниже, чем у мужчин, и в Украине не урегулирован механизм защиты и оказания помощи пострадавшим от дискриминации.
Указанные проблемы предлагается решить, в том числе, посредством усовершенствования нормативно-правовой базы, механизма реализации права на защиту от дискриминации и рассмотрения случаев такой дискриминации, а также принятия мер по результатам рассмотрения.
11 апреля 2018 года Кабинетом Министров была утверждена сама Государственная социальная программа обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин на период до 2021 года, которая содержит детальный перечень заданий и мер по выполнению программы.
Принятие программы, впрочем, еще не означает создание реальной возможности для женщин защищать свои права. В этой связи полезно ознакомиться с передовым иностранным опытом в данной сфере, который стоит учесть нашим законодателю и правительству при реализации программы.
Эффективный государственный контроль и штрафы
Правительство уже упомянутой Исландии поставило задачу полностью ликвидировать разрыв в оплате труда до 2022 года. С этой целью для всех работодателей, у которых работает 25 и более работников, будет установлено требование прохождения государственной сертификации соответствия политике равной оплаты труда. Отсутствие такой сертификации будет наказываться с помощью ежедневных штрафов (в размере около 400 евро в день). Сертификация осуществляется аккредитованными государством аудиторами, проверяющими систему оплаты труда, и включает в себя классификацию различных должностей, оценку объема и значимости работы по каждой должности, анализ структуры заработной платы и т.п. Обязательность сертификации внедряется постепенно: так, до конца 2018 года ее должны пройти компании с более чем 250 работниками, а до конца 2021 года сертификацию должны пройти работодатели с менее чем 90, но более чем 25 работниками.
Право на информацию
Несколько иной подход демонстрируется в законодательстве Германии, где в середине 2017 года вступил в силу новый закон о прозрачности оплаты труда. Согласно такому закону каждый работник компании с более чем 200 сотрудниками, у которого есть основания подозревать, что, как минимум, у шести его коллег противоположного пола оплата труда за тот же объем работы выше, чем у него, имеет право обратиться к работодателю с требованием о проведении сравнения условий оплаты труда. При проверке учитываются не только заработная плата, но и до двух дополнительных компонентов вознаграждения, таких как премии или право пользоваться служебным автомобилем в личных целях. В результате проверки работник получает информацию только о среднем доходе коллег (индивидуальные данные по конкретному коллеге не сообщаются). Запрос о такой проверке может подаваться работником каждые два года. Компании, в которых более 500 работников, обязаны также подавать регулярные отчеты о соблюдении принципа равенства оплаты труда.
Право обратиться в суд или другой компетентный орган
Работник, который считает, что принцип равной оплаты труда по отношению к нему нарушен, может обратиться в суд с иском против своего работодателя. В Германии это можно сделать по результатам описанной выше проверки. В Великобритании, прежде чем подавать иск в суд, работник, как правило, обращается к специальной Государственной службе арбитража и примирения, которая консультирует работника по вопросам обоснованности его требования и оказывает посредничество в урегулировании ситуации с работодателем.
Перспективы требования работника о равной оплате труда в Украине
В отличие от перечисленных выше государств, украинское законодательство не предлагает в настоящий момент сколько-нибудь эффективного механизма реализации обоснованного требования работника о равной оплате труда. Соответствующие требования, как правило, удовлетворяются в индивидуальном порядке или через профсоюзные организации. Какой-либо существенной судебной практики в данном отношении не существует.
Кроме того, важную роль играет тот факт, что значительная часть работников получает зарплату (или ее существенную часть) неофициально. Сложно говорить о равной оплате труда и о нарушениях такого принципа в ситуации, когда, по разным оценкам, около 35 процентов работников в Украине получают «зарплаты в конвертах».
Наконец, по сравнению со странами Европы, в Украине все еще достаточно низкий уровень чувствительности к правонарушениям, связанным с разного рода дискриминацией (в том числе по признаку пола).
Таким образом, чтобы принцип равной оплаты труда в Украине заработал, государству нужно обеспечить действенный механизм контроля над выплатой заработной платы (уменьшения, а в перспективе – ликвидации практики выплаты «зарплаты в конвертах») и внедрить правила для эффективной защиты работниками своих прав (учитывая опыт других государств, описанный выше).
В то же время сами работники должны научиться отстаивать свое право на «белую зарплату» и владеть достаточной информацией о принципе равной оплаты труда и том, как он работает.
Рекомендации работодателям
Несмотря на то, что у работников в Украине в настоящий момент нет таких возможностей по защите своих прав на равную оплату труда, какие существуют в ряде других государств, работодателям все же стоит помнить, что обязанность работодателя о недопущении дискриминации по признаку пола в отношении оплаты труда зафиксирована в действующих нормативных актах Украины. Кроме того, принятие в Украине Государственной социальной программы обеспечения равных прав и возможностей, а также современные тенденции законодательства развитых стран свидетельствуют о том, что законодательство Украины в этой сфере будет развиваться в направлении защиты прав работников.
В связи с этим работодателям нужно уже сейчас соблюдать принцип равной оплаты труда женщин и мужчин при одинаковой квалификации и одинаковых условиях труда. При этом в случае получения требования (вне зависимости от формы такого требования) об увеличении заработной платы в связи с, якобы, нарушением принципа равной оплаты труда, работодатель может использовать следующие аргументы:
— условия труда и осуществляемая работа сравниваемых работников не одинаковы;
— разница в размере оплаты объясняется существенным фактором, который не связан с полом.
Такими факторами могут быть опыт или квалификация, место работы (географический фактор), график работы и т.п.