Оставить заявку

Пожизненный финмониторинг политически значимых лиц: хорошо или плохо?

Дата публикации: 24 октября 2023

Дмитрий Лазебный, адвокат

Источник: «NV Бизнес»

Недавно Верховная Рада Украины проголосовала законопроект 9269 относительно политически значимых лиц. Почему эти изменения важны для Украины?

По данным Министерства финансов Украины, принятие законопроекта является условием вступления Украины в Европейский Союз и получения финансовой помощи от МВФ.

Таким образом, кроме того, что получение финансовой помощи от МВФ обусловлено принятием указанного законопроекта, голосование соответствующих изменений – необходимый этап согласования национального законодательства Украины с законодательством Европейского Союза.

Что не устраивало европейское сообщество?

19.11.2022 вступили в силу изменения в Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (далее – Закон о финансовом мониторинге).

Согласно этим изменениям, статус «иностранных и национальных публичных деятелей» ограничен тремя годами. То есть, до указанных изменений политически значимые лица (Politically Exposed Persons, РEРs) имели соответствующий статус в течение трех лет после увольнения, по результатам истечения трех лет мониторинг их жизни прекращался.

Такие нормы не согласуются с международными стандартами в сфере противодействия отмыванию средств, в частности:

  • Рекомендациями Международной группы по противодействию отмыванию грязных денег (Financial Action Task Force – FATF);
  • Директивами Европейского Союза против отмывания средств и финансирования терроризма, которые уже внедрены во всех странах-членах ЕС и являются обязательными для стран, намеревающихся на членство.

Так, приведенные стандарты ЕС и FATF не устанавливают срок, по истечении которого лицо должно быть автоматически лишено статуса РЭРs. То есть, по предписаниям европейского законодательства, следование за лицом, находившимся в политике, проводится постоянно, в отличие от Украины. Прежде всего, проголосованный законопроект направлен на урегулирование разногласий именно в этих вопросах.

Что предлагает законопроект №9269-д?

Законопроект № 9269-д принят Верховной Радой Украины 17.10.2023, пока он передан на подпись Президенту Украины.

Поскольку текст законопроекта № 9269-д еще не опубликован, мы можем оперировать только проектом закона, который подготовили ко второму чтению.

Основные новеллы законопроекта № 9269-д ко второму чтению:

  • Пропонує скасувати трирічний строк, який обмежував статус РЕР.
  • Вводить необхідність застосування до РЕРs ризик-орієнтованого підходу під час визначення обсягу та тривалості заходів фінансового моніторингу, які необхідно вживати стосовно таких діячів.
  • РЕРs протягом виконання та дванадцяти місяців після припинення виконання ним визначних публічних функцій, зобов’язаний повідомляти суб’єкта первинного фінансового моніторингу на його запит про виконання (припинення виконання) таким національним публічним діячем визначних публічних функцій.
  • Закріплює положення, відповідно до якого у разі якщо з часу припинення виконання РЕР визначних публічних функцій пройшло більше дванадцяти місяців і фінансові операції, що здійснювалися такою особою протягом цього часу, становили низький ризик, а також суб’єкт первинного фінансового моніторингу не виявить ознак, що така особа несе ризику, властивого політично значущим особам, такий суб’єкт первинного фінансового моніторингу не вживає (припиняє вживати) щодо неї, членів її сім’ї та осіб, пов’язаних із нею, заходів, визначених пунктами 2–4 цієї частини, та повідомляє про це спеціально уповноважений орган.
  • Встановлює штраф суб’єкту первинного фінансового моніторингу у розмірі до 100 тис. неоподаткованих мінімумів (1 700 000,00 грн) за неналежне застосування ризик-орієнтованого підходу до PEPа тобто за зловживання з жорстким фінмоніторингом по відношенню до PEP – присвоєння не обґрунтованого рівня ризику, безпідставна відмова від проведення фінансових операцій.

Усложнит ли соответствующий законопроект жизнь политической элите Украины? Пожалуй, усложнит. Ведь, фактически, статус РЭР для топ-чиновников будет сохраняться пожизненно.

Направлен ли указанный законопроект на усиление контроля финансовых операций политической элиты Украины? Да, направлен. После вступления в силу указанных изменений, соответствующий мониторинг будет происходить постоянно.

Однако не стоит бояться, что эти изменения будут усложнять жизнь обычных людей, потому что они касаются небольшой прослойки – политической элиты. На других это не отразится. Разве что данные изменения в законодательство могут усложнить работу банков, ведь соответствующий финансовый мониторинг достаточно ресурсно-расходный процесс.

Из приятного: с уверенностью можно утверждать, что мы встали еще на шаг поближе к Европе.