Оставить заявку

Повышение налогов: кто, сколько и как будет платить?

Дата публикации: 21 сентября 2024

Иван Маринюк, руководитель практики налогового права

Источник: «NV Бизнес»

Пришло время нестандартных решений. 17 сентября 2024 года Верховная Рада поддержала в первом чтении доработанную версию законопроекта № 11416-д об увеличении налогов.

Такой нелегкий шаг обосновывается необходимостью поддержания экономики и обеспечения доходной части бюджета Украины во время военного положения. Ожидается, что налоговые изменения могут позволить увеличить доход бюджета на 58 млрд грн в 2024 году и на 137 млрд грн в 2025 году.

Следовательно, кто и сколько будет платить?

Физические лица-предприниматели (ФЛП) и юридические лица-плательщики единого налога

После введения закона в действие ФЛП станут плательщиками военного сбора в таких размерах:

  • ФЛП I, II и IV групп – 10% от минимальной заработной платы (710 грн в 2024 году, 800 грн (ожидается) в 2025 году);
  • ФЛП III группы – 1% от дохода;
  • ФЛП и самозанятые лица в общей системе налогообложения – 5%.

ФЛП I, II и IV групп должны платить военный сбор авансовыми платежами до 20 числа текущего месяца, а ФЛП III группы в течение 10 дней после предельного срока подачи декларации. То есть, ФЛП I-III групп будут платить военный сбор вместе с уплатой единого налога (в аналогичные сроки), кроме ФЛП IV группы.

К юридическим лицам-плательщикам единого налога применяются аналогичные условия уплаты военного сбора.

Повышенная ставка военного сбора будет действовать с 1 октября 2024 года до 31 декабря года, в котором будет прекращено или отменено военное положение, после чего военный сбор будет уплачиваться по текущим правилам.

АЗС (налогообложение розничной торговли топливом)

В ближайшее время предприятия, осуществляющие деятельность по розничной торговле топливом, обязаны будут платить авансовые взносы по налогу на прибыль.

Авансовые взносы будут уплачиваться от 30 тыс. грн до 80 тыс. грн за каждое место торговли (АЗС). Размер платежа будет зависеть от того, реализуется ли на АЗС алкоголь и табачные изделия, а также от видов и количества реализуемого топлива.

В то же время, негативным аспектом ожидаемых изменений является то, что:

  • если сумма уплаченного авансового взноса превышает сумму налоговых обязательств по налогу на прибыль за соответствующий период, то сумма превышения не переносится в уменьшение налоговых обязательств за следующий отчетный период;
  • сумма уплаченных авансовых взносов не подлежит возврату как излишне и/или ошибочно уплаченные налоговые обязательства, и не может быть зачислена в счет других налогов и сборов.

Таким образом, такие авансовые взносы будут прототипом фиксированного ежемесячного платежа с каждой АЗС и будут взиматься независимо от ее доходности.

Физические лица

Для доходов физических лиц также вырастет ставка военного сбора с 1,5% до 5%. Такое повышение будет действовать до 31 декабря года, в котором будет прекращено или отменено военное положение.

Фактически, это будет означать уменьшение чистого дохода, полученного лицом «на руки», на 3,5% (например, от зарплаты).

Банки

Для банков увеличивается ставка налога на прибыль за 2024 год с 25% до 50%. Такая ставка налога применяется ретроспективно (также к доходам предыдущих отчетных периодов). В связи с этим банкам необходимо будет в декларации за 3 квартал 2024 года осуществить соответствующие уточнения показателей прошлых (отчетных) периодов.

Небанковские финансовые учреждения

Для небанковских финансовых учреждений (кроме страховщиков) устанавливается ставка налога на прибыль 25%.

Изменение сроков подачи отчетности по НДФЛ и военному сбору

Для налоговых агентов (в т. ч. работодателей) изменится налоговый период подачи отчетности по доходам, выплаченным в пользу физических лиц, с квартального на месячный.

Также уменьшится срок подачи уведомления о найме или увольнении работников с 40 до 20 календарных дней.

В итоге могу сказать, что доработанная версия законопроекта № 11416-д является менее жесткой и радикальной, чем предыдущая. Законопроектом не предусмотрены такие противоречивые изменения, как применение 15% ставки военного сбора за первую регистрацию транспортных средств или 30% военного сбора для производителей ювелирных изделий.

Вместе с тем, повышение налогов может спровоцировать повышение цен на топливо, финансовые услуги или некоторые товары (из-за увеличения себестоимости товаров в связи с повышением зарплат для покрытия расходов на увеличение размера военного сбора с целью сохранения работников).