Оставить заявку

О виртуальных активах: два пути вмешательства страны в криптоиндустрию

Дата публикации: 28 сентября 2021

Константин Кривенко, адвокат

Источник: «Юридическая газета»

Широкое применение и распространение виртуальных активов заставило мир принимать правила игры для новосозданной индустрии. Украина не стала исключением и 8 сентября 2021 г. приняла во втором чтении и целом Закон «О виртуальных активах», разработанный в целях урегулирования обращения виртуальных активов на территории Украины и вывода индустрии из тени.

Существует два противоположных мнения по поводу самого факта вмешательства государства в криптоиндустрию и применения определенного регулирования, ведь более 10 лет участники рынка криптовалют работали при отсутствии каких-либо правил игры, и многих это устраивает.

Часть криптосообщества считает, что любое государственное регулирование индустрии несовместимо с основными ее свойствами – децентрализацией и анонимностью. Эти люди уверены, что система не должна иметь регулятора, ведь за ее функционированием следят все участники (принцип работы блокчейна). Отсутствие регулирования со стороны государства – это отсутствие налогообложения и невозможность навязывания каких-либо правил. Такая позиция имеет право на существование, но она достаточно недальновидна и больше подходит для маленьких игроков рынка или лиц, использующих свойства криптовалют в нелегальной деятельности.

Так, анонимность пользователей и децентрализация системы позволяет использовать виртуальные активы в качестве орудий и средств совершения уголовных правонарушений или сокрытия незаконно приобретенного состояния, например, от коррупции.

Вторая позиция, сформировавшаяся в обществе по регулированию криптовалют, – это создание прозрачных и, что не менее важно, комфортных правил для индустрии. Крупные участники рынка понимают, что накопление активов влечет за собой необходимость их безопасного хранения и в отдельных случаях – защиты. Следовательно, государство должно определить правовой статус криптоактивов для возможности использования существующих правовых механизмов для защиты права собственности на них.

Кроме того, без надлежащего регулирования определенного вида хозяйственной деятельности, ее осуществление становится невозможным для бизнеса.

Учитывая изложенное, более целесообразным все же является второй путь, которым и решило пойти правительство нашей страны, разработав и пролоббировав принятие достаточно рамочного закона о регулировании обращения виртуальных активов в Украине.

Что закреплено в законе и помогут ли его положения открытию легального рынка криптовалют в Украине?

Во-первых, Закон Украины «О виртуальных активах» (далее – Закон) определил правовой статус таких активов, а именно то, что они являются нематериальными благами, а следовательно, и объектами гражданских прав, подлежащими защите в установленном законом порядке. То есть теперь виртуальные активы имеют официальный правовой статус, и противоправные действия с ними могут быть предметом как уголовного производства (например, в случае их кражи или мошеннического завладения), так и соответствующего судебного разбирательства в гражданском порядке.

Однако следует обратить внимание на то, что виртуальные активы не являются средством платежа на территории Украины и не могут быть предметом обмена на имущество (товары) или работы (услуги). И хотя практика оплаты выполненных услуг криптовалютой распространена в IT-сфере, принятый Закон этот вопрос не регулирует и даже запрещает.

Во-вторых, Закон определил виды деятельности в сфере обращения виртуальных активов, которые будут регулироваться государством и потребуют получения специальных разрешений. Такой деятельностью станет:

  • хранение или администрирование виртуальных активов и ключей от них;
  • обмен виртуальных активов;
  • перевод виртуальных активов;
  • предоставление посреднических услуг, связанных с виртуальными активами.

Следует отметить, что до принятия Закона такая деятельность осуществлялась по собственному риску, ведь не была запрещена, но и не была разрешена. И хотя мы привыкли к постулату, что «все, что не запрещено, разрешено», поставщики указанных услуг часто принимали у себя гостей с постановлениями следственных судей об обыске или жили в ожидании их. После вступления закона в силу участники рынка виртуальных активов смогут определиться, выбрать для себя одну из моделей дальнейшей работы и перейти либо в «белую», либо в «черную» плоскость соответственно.

Весьма непонятной остается ответственность за осуществление деятельности без получения соответствующих разрешений, ведь Закон предусматривает только финансовую ответственность в виде штрафов.

Скорее всего, вскоре законодателями будет проработан и вопрос о введении уголовной ответственности с разработкой соответствующих составов преступлений по нарушению порядка обращения виртуальных активов в Украине.

Необходимо также отметить, что законодатель решил оставить без внимания майнинг виртуальных активов, сославшись на то, что такая деятельность не требует дополнительного регулирования. Долгое время проблемой майнеров оставалась невозможность доказывания связи между тратой денег на электроэнергию и получением прибыли от продажи криптовалюты. Фактически, наделение криптовалют свойствами объектов гражданских прав позволит субъектам хозяйствования вносить произведенные криптовалюты на баланс предприятия и показывать их в финансовой и налоговой отчетности.

В заключении хочется обратить внимание, что Закон фактически не обязывает обычных владельцев виртуальных активов или лиц, осуществляющих торговлю ими в собственных интересах, получать какие-либо дополнительные разрешения или регистрироваться в качестве субъектов хозяйствования. Каких-либо дополнительных ограничений для пользователей указанных услуг Законом не устанавливается. Вместо этого закон предусматривает возможность применения правовых механизмов для защиты нарушенных прав владельцев виртуальных активов, а также новые возможности для осуществления легальной хозяйственной деятельности в этой сфере.

Отдельно необходимо обратить внимание на положения Закона о введении финансового мониторинга операций с виртуальными активами, что, с одной стороны, позволит подтвердить происхождение средств от операций с криптовалютами, а с другой – уничтожит определенную анонимность пользователей.

Подытоживая, можно сделать вывод, что само по себе определение правового статуса виртуальных активов и введение определенных правил для осуществления хозяйственной деятельности в этой сфере, безусловно, положительно повлияет на развитие прогрессивной индустрии в Украине. Но как именно Закон заработает в нашей стране, какие «подводные камни» от регуляторов ожидают участников рынка, можно только гадать. Следовательно, участникам рынка виртуальных активов остается только занять стартовое положение для выхода в «белую» и надеяться на обещанное решение о сниженных ставках налогов (5 % от прибыли), ведь в противном случае выход бизнеса в «белую» в сфере обращения виртуальных активов Украине может не состояться.

Важно, что Закон вступает в силу только после того, как Верховная Рада Украины разработает и примет другой закон – об особенностях налогообложения операций с виртуальными активами, судьба которого на данный момент неизвестна, но законопроект уже появился.