Дата публикации: 2 апреля 2024
Сергей Неделько, советник, руководитель Одесского офиса
Источник: «Выбор клиента 2023: ТОП-100 юристов Украины»
После начала полномасштабного вторжения усилия чиновников и бизнеса были значительно сконцентрированы на восстановлении и максимальном увеличении экспортной способности водных путей нашего государства.
Перспективы перевозок водным транспортом зависят от трех составляющих: это стабильное функционирование и расширение Украинского коридора и портов Дунайского кластера, привлечение новых грузопотоков и создание законодательных условий для развития портовой инфраструктуры. Рассмотрим некоторые важные аспекты, которые могут повлиять на морской бизнес и практику морского права в 2024 году.
Украинский коридор – как это работает?
Обзор трендов невозможно начать без упоминания о работе Украинского коридора, который еще называют едва ли не величайшим достижением морской отрасли со времени полномасштабного вторжения. Как известно, 17.07.2023 года россия окончательно вышла по Черноморской зерновой инициативе, после чего 08.08.2023 года Украина объявила новые временные маршруты движения гражданских судов в/из морских портов Великой Одессы – Черноморск, Одесса, Южный. С 10 августа действует прибрежное предупреждение №122/23 от 9 августа 2023 года, определяющее маршруты движения судов.
Стабильную работу Украинского коридора обеспечивают Военно-Морские Силы Украины, Государственная пограничная служба, Морская поисково-спасательная служба и Администрация морских портов Украины (АМПУ). Именно АМПУ осуществляет координацию всех судов в соответствии со специальным порядком, а также Обязательных постановлений и Свода обычаев по соответствующему порту. Коридором не могут пользоваться суда под флагом россии и связанные с российскими физическими и юридическими лицами, или суда, находящиеся в собственности подсанкционных лиц, а также суда-нарушители. Движение судов осуществляется исключительно в караване по предварительной заявке морского агента и в соответствии с планом формирования каравана на сутки. Обзор судов, следующих в украинские порты, обязателен.
Также обязательным условием является подписание капитаном судна гарантийного письма в адрес АМПУ, которым судовладелец подтверждает отсутствие претензий к прибрежному Государству Украины в случае наступления морского инцидента. Это обусловлено положениями международных конвенций, прежде всего Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 г., которые возлагают обязательства по обеспечению безопасности судоходства именно на прибрежное государство.
С августа 2023 года по Украинскому коридору прошли 894 судна и было экспортировано почти 27 млн тонн грузов. Морской бизнес надеется, что в 2024 году украинский коридор будет стабильно функционировать и охватит контейнерные перевозки.
Страхование и компенсации
Ассоциация страховщиков Ллойда включила украинские территориальные воды в перечень опасных зон для судоходства (JWC Listed Areas), поэтому для судовладельцев, направляющихся в украинские порты, критичным является вопрос страхования от военных рисков и предоставления гарантий возмещения потенциального ущерба.
Постановлением от 26.05.2023 года №548 Кабмин утвердил Порядок предоставления гарантий компенсации ущерба, причиненного судовладельцам из-за военных действий на территории Украины (Порядок). Документ предусматривает право судовладельцев на получение от государства компенсации ущерба, причиненного судну в территориальном море Украины, которое перевозит невоенные грузы из открытых украинских портов. Среди условий возмещения – отсутствие связей с рф, наличие полисов обязательного страхования Protection & Indemnity (P&I) и Hull & Machinery (H&M) и отказ страховщика в выплате возмещения.
Порядок устанавливает механизм компенсации ущерба только в 2023 году, поэтому 22.11.2023 года Мининфраструктуры обнародовало проект изменений, которые отменяют ограничение срока его действия, уменьшают сумму возмещения из бюджета с 20 до 2 млрд грн. на 2024 год и вносят коррективы в оформление пакета. Морской бизнес надеется на принятие изменений в Порядок, что в комплексе с другими мерами будет иметь положительное влияние на судозаходы в наши порты.
Военные риски не покрываются стандартными полисами страхования P&I и H&M, поэтому при планировании судозахода в украинский порт судовладелец должен приобрести дополнительный полис Extra War Risk Insurance (EWRI) на случай повреждения или гибели судна. После выхода россии из Зерновой инициативы рынок ожидал повышения ставок дополнительной страховой премии до 5% стоимости судна, что практически полностью нивелировало экономическую целесообразность выполнения рейса.
Однако в ноябре 2023 года украинскому правительству совместно с британскими перестраховщиками Marsh McLennan и андеррайтерами Lloyd’s of London удалось реализовать специальный публично-правовой механизм страхования судов от военных рисков Unity Facility. Общий объем покрытия по полисам P&I и H&M составляет USD 50 млн и позволяет установить ставку EWRI на приемлемом уровне 1,25%. В программе принимают участие украинские Укрэксимбанк и Укргазбанк, предоставляющие резервные аккредитивы (банковские гарантии), подтверждаемые немецким DZ Bank. С 01.03.2024 года программа Unity Facility начинает действовать на суда с незерновым грузом, что открывает возможности для долгожданного восстановления контейнерных перевозок в порты Большой Одессы.
Извечный вопрос ставок портовых сборов
Как известно, портовые сборы при судозаходах в украинские порты являются самыми высокими в черноморском регионе и одними из самых высоких в мире, что оказывает непосредственное влияние на привлекательность наших портов для грузовладельцев, а также конкурентоспособность нашей экспортной продукции на внешних рынках. Именно эти вопросы приобретают особое значение в условиях полномасштабной войны и связанных с этим дополнительных логистических затрат.
06.02.2024 года Мининфраструктуры опубликовало проект приказа «О некоторых вопросах портовых сборов и признании утратившим силу приказа Министерства инфраструктуры Украины от 27 мая 2013 года № 316». Проект приказа предусматривает утверждение Методики расчета размеров ставок портовых сборов, взимаемых в морских портах (Методика), и Порядок взимания, учета и использования от портового сбора, кроме использования от административного сбора. Утверждение Методики предусмотрено ст. 22 ЗУ «О морских портах Украины», вступившего в силу 13.06.2013 года, однако с тех пор Методика так и не была утверждена, несмотря на многочисленные инициативы бизнеса и неудачные попытки Мининфраструктуры.
Очередная попытка Министерства урегулировать этот вопрос в целом воспринимается бизнесом положительно, однако его реализация вызывает большие вопросы, ведь проект Методики не соответствует ключевым принципам экономической обоснованности, прозрачности и целевого использования портовых сборов. Конкретно последний принцип верно закреплен в ст. 4 Закона о морских портах и направлен на содержание и модернизацию объектов портовой инфраструктуры. Однако Методика фактически закрепляет нынешнюю практику, согласно которой портовые сборы являются источником финансирования АМПУ, объектом налогообложения и уплаты дивидендов АМПУ в Госбюджет. Кроме того, бизнес постоянно подчеркивает необходимость осуществления модельных расчетов судозахода по типам судов, благодаря чему можно оценить ожидаемый эффект. Надеемся, что Министерство наконец прислушается к мнению бизнеса по такому важному вопросу.
Строительство на землях водного фонда
Развитие портовой инфраструктуры неразрывно связано со строительством на землях водного фонда, требующего законодательного урегулирования. Речь идет о возведении новых гидротехнических сооружений, что позволило бы осуществить модернизацию существующей инфраструктуры и расширить пропускную способность портов, что особенно актуально для портов Дунайского кластера, показывающих высокие темпы роста и являются очень перспективным направлением.
В настоящее время в Парламенте зарегистрированы два законопроекта № 9664 и № 9664-1 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о строительстве на землях, занятых внутренними водными путями общего пользования, в частности, акваториями морских портов. Закон должен упростить процедуру предоставления в пользование земельных участков водного фонда для строительства портовой инфраструктуры, устранит коллизии планирования развития морских портов, усовершенствует законодательство в сфере строительства. Одним из наиболее дискуссионных вопросов в з/п № 9664 является механизм передачи государственных земель под акваториями портов, предполагающий получение земли в постоянное пользование АМПУ, которая, в свою очередь, будет заключать договоры сервитута с инвестором.