Дата публикации: 27 января 2015
Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли
Источник: Forbes
С 2008 года в мире применено 864 антидемпинговые меры, и только 21 из них – Украиной
Правилами ВТО не разрешается в одностороннем порядке установление квот или введение пошлин выше связанных ставок, которые закреплены в обязательствах Украины. Общая средневзвешенная ставка пошлины по обязательствам Украины составляет 2,7%. Для сравнения, например, в России этот показатель – 9,1% (согласно данным ВТО за 2012 год World Tariff Profiles 2014).
Воспользовавшись исключением, 28 декабря 2014 года Верховная рада приняла закон «О мерах относительно стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со статьей XII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года». Документ вводит дополнительный импортный сбор на все товары, кроме жизненно необходимых, в связи с ухудшением платежного баланса. По процедуре, обсуждение этого вопроса будет вынесено на Комитет по ограничениям в связи с платежным балансом ВТО.
В отличие от пошлины, введенной этим законом, защитная, антидемпинговая или компенсационная пошлина вводится с целью защиты национального производства по результатам соответствующих расследований. Инициировать расследование может бизнес или государство. В мировой практике инициирование расследования государством встречается крайне редко. Это объясняется трудоемкостью процесса сбора конфиденциальной коммерческой информации, доказательств, несовершенством законодательства.
Защищая свои интересы, бизнес постепенно начинает понимать, что спасение «утопающих» – дело рук самих «утопающих». Это подразумевает активное использование инструментов торговой защиты.
В Украине следственным органом, проводящим расследования, является Минэкономразвития, где эти функции возложены на Департамент сотрудничества с ВТО и по вопросам торговой защиты.
Принимает решение о введении пошлин (мер) не парламент, а Межведомственная комиссия по международной торговле, что существенно упрощает принятие решения. Возглавляет комиссию министр Минэкономразвития, а персональный ее состав утверждает КМУ. Обычно в комиссию входят государственные служащие СБУ, Администрации президента, Минюста, МИД, Минэкономразвития, Минагрополитики, Антимонопольного комитета. Состав обновляется по мере необходимости.
По сравнению с другими странами Украина использует инструмент введения пошлин недостаточно для защиты своих интересов. Согласно официальной информации ВТО, с 2008 года в мире применено 864 антидемпинговые меры, из них 21 применила Украина; 74 компенсационные меры, из них 0 – Украина; 53 защитные меры, из них 3 – Украина.
В то же время воспользоваться этим инструментом могли бы производители сельского хозяйства, органической и неорганической химической продукции, пластмассовой и полимерной продукции, машиностроения, производители шин, графитированных электродов, подшипников, чугунных задвижек, бетонных изделий, строительных люлек, косметической продукции, мыла, поролона, спичек, гипсовых бинтов, шприцов, профилей для окон, стеклянных бутылок и многие другие.
Первые шаги
С чего нужно начать, чтобы потребовать введения специальной (защитной) антидемпинговой или компенсационной пошлины?
Сначала необходимо определить товар, национального производителя, проанализировать рынок в Украине и за рубежом, определить, существует ли демпинг, возросший импорт либо субсидия, предоставление которой не соответствует нормам ВТО, существует ли ущерб национальному производителю и причинно-следственная связь. Собрать доказательства, и после этого можно начинать готовить заявление в Минэкономразвития.
Расследование может длиться около года, но длительность процедуры не должна пугать производителей. Введение мер по результату будет иметь экономический эффект более четырех лет, с правом продления меры и возможностью модернизировать производство.
Инструменты торговой защиты – это средство, придуманное для обеспечения честной конкуренции. Поэтому введение мер не столько носит протекционистский характер, как направлено на корректировку конкурентной среды и создание условий для развития бизнеса.
При антидемпинговом расследовании во избежание оплаты пошлин разрешается принятие ценовых обязательств. Например, в 2014 году компания «Интерпайп» приняла обязательства в рамках расследования, проводимого в США относительно стальных труб, а китайская компания Zhejiang Longda Stainless Steel Co. приняла ценовые обязательства относительно бесшовных нержавеющих труб в рамках расследования, проводимого Минэкономразвития Украины.
В случае защитного расследования разрешается применение не только защитной пошлины, но и введение квотирования. Примером может быть установленная квота со стороны Украины в отношении труб стальных бесшовных обсадных насосно-компрессорных.
В 2014 году существенно выросло количество защитных расследований в мире и примененных защитных пошлин, что стало предметом обсуждения на последнем заседании Комитета по защитным мерам ВТО. Всего в 2014 году возбуждено 25 защитных расследований, из них: 7 – Индия, 4 – Индонезия, 4 – Турция, 2 – Египет, 2 – Тунис, и по одному – Иордания, Таиланд, Марокко, Малайзия, Эквадор; Украина начала пересмотр мер по трубам.
Следует отметить, что развитые страны, такие как ЕС и США, не практикуют применения защитных мер. И на это есть простое объяснение – их рынки и так достаточно защищены высокими пошлинами и иными преградами, применение которых им позволено в рамках условий вступления в ВТО. Эти страны предпочитают защищаться от недобросовестной конкуренции в виде наличия демпинга или предоставления субсидии.
Вместе с этим для Украины защитные меры являются достаточно важным элементом защиты рынка, учитывая экономические колебания и периодическое возникновение дезорганизации рынка.
Защитная пошлина применяется независимо от страны происхождения, то есть мера применяется ко всем странам, кроме развивающихся, которые могут попасть под исключение.
Поэтому при применении защитой пошлины всегда возникает политический вопрос: а как к этому отнесутся основные торговые партнеры? Особенно вопрос актуален с учетом действия односторонних преференционных условий торговли со стороны ЕС. И уж тем более в том случае, если ЕС при введении защитных мер может оказаться самым большим или основным поставщиком.
Ответ на этот вопрос лежит в основе тех же правил ВТО. Если существует резкое непредвиденное возрастание импорта, ущерб национальному производству и причинно-следственная связь, то следственный орган и комиссия должны будут учесть это при принятии решения. В противном случае можно потерять производство отечественного товара, а в некоторых случаях даже отрасль.
Нормами ВТО разрешается введение защитных пошлин также на основании относительного возрастания импорта к производству, что крайне важно с учетом последних тенденций падения объема импорта в абсолютных показателях в 2014 году из-за ситуации с АТО.
Введение пошлин по результатам расследований предусмотрено и соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС. Не стоит забывать, что в этом году вступит в силу часть соглашения о зоне свободной торговли, что наверняка повлечет рост импорта в Украину с ЕС. Поэтому бизнесу уже сейчас необходимо изучать возможности защиты своих интересов.
В данный момент Минэкономразвития проводит расследования (пересмотры существующих мер) относительно импорта флоат-стекла, легковых автомобилей, ламп накаливания, труб стальных бесшовных обсадных насосно-компрессорных на общую сумму около $248 млн. В 2014 году Минэкономразвития Украины применило меры к импорту в Украину относительно ДВП, аммиачной селитры, изделий, изготовленных из черных металлов, посуды из фарфора на общую сумму импорта около $75 млн.