Дата публикации: 27 октября 2016
Алена Омельченко, юрист
Источник: «Европейская правда»
По данным Всемирной торговой организации, в последнее время значительно вырос уровень применения торговых мер. Это особенно заметно по сектору черной металлургии – сектору, который является наиболее уязвимым от недобросовестной конкуренции.
Вмешательство правительств, массовые субсидии и политика, которые искажают цены, привели к огромным избыточным мощностям и в конечном результате вытеснению добросовестных национальных производителей из своих и традиционных рынков.
Все более острой становится проблема недобросовестной торговой практики со стороны третьих стран. Не является исключением и европейский рынок, страдающий от недобросовестной конкуренции в стальной, алюминиевой и других отраслях.
В последнее время Еврокомиссия была вынуждена принять рекордное количество антидемпинговых и компенсационных мер.
В первую очередь – в черной металлургии, химической и смежных отраслях, керамике и машиностроении.
Например, по данным Еврокомиссии в секторе черной металлургии ЕС применяет 39 антидемпинговых и компенсационных мер. Преимущественно меры направлены на товар из Китая, где перепроизводство – это серьезная проблема, которая приводит к массовому демпинговому импорту.
С начала следующего года, согласно правилам ВТО, Евросоюз должен будет признавать Китай страной с рыночной экономикой в рамках расследований, что может вызвать целый ряд пересмотров, инициированных Китаем с учетом новых обстоятельств.
Это, безусловно, не могло не подтолкнуть Еврокомиссию к срочному осуществлению реформы торговой защиты.
Трехсторонний подход ЕС
На прошлой неделе на пути к надежной торговой политике в интересах рабочих мест и конкурентности Еврокомиссия приняла документ, в котором призвала государства-члены поддержать усилия по укреплению и созданию более надежных инструментов торговой защиты.
Реформирование ЕС условно можно разделить на три направления.
Во-первых, ЕС откажется от применения методики расчетов пошлин на основании списков стран с нерыночной экономикой, чтобы не нарушать нормы ВТО.
Европейская комиссия предложит новый метод расчета демпинговой маржи на импорт из стран, где существуют рыночные искажения, или там, где государство имеет глубокое влияние на экономику. В своих расследованиях ЕС будет сравнивать цены таких стран с мировыми ценами.
Реализация этой новой методологии будет включать в себя переходный период, в течение которого все существующие антидемпинговые и компенсационные меры, а также уже инициированные расследования не будут нарушены.
Еврокомиссия также сделает акцент на усилении антисубсидионного законодательства.
Во-вторых, в основу изменений, будет положено предложение Комиссии по модернизации инструментов торговой защиты, разработанное в 2013 году, что повысит прозрачность и эффективность, а также обеспечит сокращение времени процедуры расследования на два месяца.
ЕС откажется от «правила меньшей пошлины» в некоторых случаях. По мнению ЕС, систематическое применение «правила меньшей пошлины» выходит за рамки основных обязательств Антидемпингового соглашения ВТО.
Это позволит ЕС увеличить размер пошлин в разы и приблизиться к практике США, которая использует запрещенные пошлины, которые иностранные производители не могут преодолеть десятки лет.
В-третьих, создана двусторонняя платформа ЕС-Китай для обсуждения возможности недопущения ущерба в связи с перепроизводством китайской стальной продукции.
Ожидается, что в дальнейшем новые инструменты торговой защиты ЕС защитят европейский рынок от дешевой продукции и недобросовестной торговли.
Соответственно, для других стран существует угроза переориентации дешевой продукции, которая может беспрепятственно импортироваться, в том числе и на рынок Украины.
Кроме того, новые методики расчетов будут применяться ко всем странам, включая Украину.
В дальнейшем обжаловать применение мер ЕС в отношении украинской продукции шансов почти не будет, учитывая слабую украинскую практику урегулирования споров в ВТО.
Как должна реагировать Украина?
Украина должна провести собственную модернизацию инструментов торговой защиты, используя опыт и наработки ЕС для улучшения законодательства и методик расчета маржи.
Стоит отметить, что Минэкономразвития работает над новыми законами, однако до сегодняшнего дня такая модернизация не обсуждается с бизнесом. Поэтому прогнозировать их результативность пока очень сложно, тем более – принятие законов может растянуться во времени.
Самое важное – следует признать – нынешнее украинское законодательство в сфере торговой защиты, разработанное к вступлению в ВТО, не соответствует сегодняшним реалиям.
Существует необходимость принятия подзаконных актов, включая порядок сохранения конфиденциальной информации и оперативное получение детальной статистики из ГФСУ.
Например, в законе «О применении специальных мер относительно импорта в Украину» не определена процедура пересмотра по инициативе бизнеса, не установлен список стран, которые развиваются и подлежат исключению из-под действия специальных мероприятий.
Закон «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта» не соответствует Соглашению ВТО о субсидиях и компенсационных мерах, что существенно затрудняет принятие компенсационных мер. В Законе «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» очень много неясностей и противоречий между статьями.
И это не исчерпывающий список замечаний.
Правоприменение законов также оставляет желать лучшего. Например, на практике министерство самостоятельно не может отслеживать и инициировать расследование, поскольку не имеет возможности покупать исследования зарубежных рынков и не имеет ресурсов, чтобы собрать доказательства без открытого процесса.
Кроме того, не работают статьи об инициировании пересмотра в связи с обходом мер, существуют проблемы с возвращением предыдущей пошлины в случае не применения мер по результатам расследования. Требования к ходатайствам национальных производителей для инициирования расследований завышены по сравнению с другими странами.
Особое внимание необходимо уделить институциональным изменениям. Состав Межведомственной комиссии по международной торговле часто меняется, что увеличивает риск принятия ситуативных или политически мотивированных решений. Отсутствует регламент работы комиссии …
Важно улучшить систему доступа к материалам расследования, создать реестр мероприятий и расследований с учетом новых технологий, как это существует в развитых странах.
Таким образом, осуществление реформы инструментов торговой защиты в Украине скорее острая необходимость, чем пожелание. Однако обеспечить эту реформу возможно только с усилением кадрового потенциала и бюджетного финансирования.