Дата публикации: 14 мая 2021
В 2020 году в Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины поступило наибольшее количество обращений относительно защиты национального товаропроизводителя. В интервью «Юридической практике» Алена Омельченко, партнер ЮФ «Ильяшев и Партнеры», рассказала о ключевых тенденциях в сфере торговых расследований в Украине и о значении качественного юридического сопровождения всех процессов, а также проанализировала состояние законодательного обеспечения сферы международной торговли и очертила первоочередные шаги для улучшения регуляторного поля.
— Сохраняет ли актуальность дефиниция «мировая война» относительно сферы международной торговли? Какие «фронты» этой «войны» являются актуальными для украинского бизнеса и Украины в целом как государства?
— Торговое и экономическое противостояние США и Китая, безусловно, отразилось на деятельности Всемирной торговой организации (ВТО), которая пребывает в наибольшем кризисе за все время своего существования. Безусловно, ситуация касается всего мира. На европейском континенте этим вопросом больше всего занимается Европейский Союз (ЕС), поскольку принимает активное участие в формировании мировой торговой политики. Украина занимает вектор, приближенный к ЕС, поэтому наша страна задействована опосредованно.
Выборы Президента США Джо Байдена и назначение новой главы ВТО Нгозы Оконджо-Ивеалы дают надежду, что кризис организации окончится в ближайшие годы и будет разблокирована работа Органа решения споров ВТО.
Политика влияет на международную торговлю. В ближайшее время мы получим дополнительный доступ к рынку ЕС, будут продлены ограничения торговли с Российской Федерацией, Республикой Беларусь и, возможно, с Китаем. Также стоит готовиться к новой «зеленой» политике ЕС, которая непременно отразится на международной торговле с Украиной.
— Какова в общем ситуация с решением торговых споров с «украинским элементом»?
— Сейчас у Украины нет актуальных громких дел в ВТО, на которых стоило бы остановиться. Как вам известно, в прошлом году Украина выполнила решение Органа решения споров ВТО по делу относительно антидемпинговых мер касательно импорта аммиачной селитры из РФ, которое, к сожалению, проиграла России.
Кроме этого, в конце года завершилось дело между Украиной и ЕС относительно моратория на экспорт леса-кругляка. Теперь основная задача Украины — выполнить решение арбитров.
— На какие прецеденты стоит обратить внимание украинским компаниям?
— В прошлом году Межведомственная комиссия по международной торговле применила специальную пошлину на уровне 16,08 % относительно импорта прутков из Республики Беларусь в связи с дискриминационными и недружественными действиями вследствие наличия запрета на экспорт белорусского металлолома. В то же время, Украина имеет аналогичный запрет экспорта металлолома. Решение Комиссии направлено на исправление ситуации, которую Украина допустила в 2019 году, завершив антидемпинговое расследование без применения мер.
После этого прецедента было несколько аналогичных обращений украинских компаний по применению мер, однако решение не было принято. Нам известно, что некоторые юридические компании побуждают бизнес обращаться в Минэкономики и Комиссии с целью использования этого механизма. Мы не являемся сторонниками этого инструмента и считаем, что он может привести к существенному обострению торговых отношений между странами, так как не соответствует Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года. Кроме того, эти меры не могут действовать длительное время, поэтому мы не советуем на них рассчитывать.
— Какие инструменты обычно использует Украины для защиты внутреннего рынка? Насколько распространенной в Украине является практика применения нетарифных барьеров в международной торговле?
— Мировая практика показывает, что нетарифные барьеры являются более популярными среди стран — членов ВТО. Кстати, их применение труднее обжаловать в Органе решения споров.
Украина чаще всего использует тарифную защиту в виде применения антидемпинговых и специальных пошлин. При возбуждении антидемпинговых процессов клиенты часто жалуются, что предприятия вынуждены защищаться через механизм расследований, поскольку на территорию Украины импортируется дешевая некачественная продукция, себестоимость которой значительно ниже, чем себестоимость украинского товара. Конечно, такой товар подрезает цены и вредит украинскому производителю. Это обусловлено отсутствием действенного рыночного надзора в Украине.
Еще одна причина, по которой производители выбирают именно этот вид защиты — наличие четкого механизма обращения бизнеса и алгоритма действий органов государственной власти. Определенная последовательность и прогнозируемость органов государственной власти дает бизнесу понимание результата, который в конце концов удастся получить.
— Какие тенденции наблюдаются в сфере торговых расследований в Украине?
— Учитывая мировое потрясение, вызванное в международной торговле пандемией COVID-2019, сейчас лучшее время для применения мер. В 2020 году в Минэкономики поступило наибольшее количество обращений по защите национального товаропроизводителя.
Прорывом года в практике торговой защиты Украины стало применение впервые за десять лет предварительной антидемпинговой пошлины в отношении импорта креплений из Китая и предварительной специальной пошлины в отношении полимерных материалов независимо от страны происхождения и экспорта. В этих процессах мы представляли украинских производителей и можем уверенно сказать, что это эксклюзивные решения, которые очень сложно повторить.
Наблюдается расширение сферы влияния антидемпинговых и специальных пошлин на различные отрасли. Кроме металлургической и химической отраслей, этот инструментарий начали широко использовать в сфере производства строительных материалов, в частности, имеем процессы относительно импорта в Украину цемента, газобетона, минеральной ваты, ДСП, ДВП, фанеры, кабелей и проводов. Появились процессы по импорту товаров агропромышленного комплекса.
Не стоит рассчитывать на применение мер против стран ЕС. На последнем заседании Комитета по торговле между Украиной и Европейской комиссией была достигнута договоренность об открытии диалога по вопросам средств защиты торговли, который происходит на основе ad hoc по запросу любой из сторон. Повестка дня каждого такого заседания заранее совместно согласовывается, и следует ожидать, что ЕС будет давить на правительство Украины, намекая на финансовую помощь или возможности украинских экспортеров.
Зато будут применять без осложнений меры против импорта товаров из Республики Беларусь.
— Какова роль юридических советников? Что самое сложное в процессе торговой защиты?
— Самое сложное в торговых расследованиях — начать процесс и защитить национального товаропроизводителя. Украинское законодательство несовершенно, а соглашения ВТО устанавливают очень высокие стандарты для того, чтобы начать процесс и применить меры. Со своей стороны Украина никогда не возбуждает процесс, пока не убедится в возможности применения окончательных мер. Это существенно усложняет процедуру и делает невозможным защиту малого и среднего бизнеса.
За последние пять лет не было дел, которые завершились бы применением мер без помощи юридических советников. В ходе расследования юридический советник вынужден защищать клиента от множества оппонентов, которые объединяют свои ресурсы и координируют действия против инициатора расследования. В своей практике мы встречали различные примеры борьбы оппонентов с позицией нашего клиента, в частности путем обращения к Президенту Украины с петицией, привлечения государственных органов иностранного государства на самом высоком политическом уровне, развертывания PR- и GR-кампаний, привлечения к процессу известных политических деятелей, одновременного открытия нескольких судебных дел, обращения в правоохранительные органы и т.д.
По нашим прогнозам, работа «торгового сегмента» рынка юридических услуг в Украине будет замедляться, поскольку, к сожалению, Минэкономики не успевает адаптироваться к вызовам современности, а упадок торговли в 2020 году скажется на экономических показателях, которые являются важными для расследования. Об этом свидетельствуют последние решения Комиссии об отказе начинать расследование.
Применение торговых мер — не только юридический и экономический процесс, но и политический, потому что влияет на международные экономические отношения Украины. И задача юридического советника — правильно выстроить юридическую и экономическую линию, а также вовремя сориентировать клиента в политических нюансах, которые могут повлиять на решение.
— Как вы оцениваете качество законодательного обеспечения сферы международной торговли в Украине? Какие вопросы требуют урегулирования?
— Первейший вопрос, который требует урегулирования — это создание торговой политики Украины и институционального механизма для ее реализации, который бы постоянно действовал. Сейчас он отсутствует в связи с тем, что власть регулярно меняется.
Если говорить о законодательном обеспечении, то оно несовершенное и устаревшее. Законы, устанавливающие правила проведения торговых расследований, нуждаются в обновлении, подзаконная нормативная база вообще отсутствует. В конце 2020 году в парламенте зарегистрировали законопроекты о проведении расследований, принятие которых существенно осложнит защиту национального товаропроизводителя. Проекты перегружены детализацией и не предусматривают улучшения процедуры применения инструментов торговой защиты, метода расчета пошлин и тому подобного. В то же время рынок ожидает от законодателя создания системы, которая позволит защищаться быстро и качественно от субсидированного и недобросовестного импорта, уровень которого лишь возрастает.
Кроме этого, отсутствует законодательное урегулирование применения торговых мер относительно исключений из соображений безопасности и общих исключений из правил ВТО. Недостаточно урегулирована процедура определения товаров, происходящих из Российской Федерации, которые подпадают под полный или частичный запрет ввоза на таможенную территорию Украины. Отсутствует действенный механизм рыночного надзора за продукцией, импортируемой в Украину.
Стоит менять подходы к применению торговых мер. Европейский Союз является членом ВТО, а вопросы торговой политики отнесены к компетенции Европейской комиссии, но несмотря на это Украина продолжает применять меры к конкретным странам-участницам, а не к ЕС в целом.
С другой стороны, Украина и ЕС начали оценку выполнения Соглашения об ассоциации и переговоры об углублении либерализации торговли, что может дать толчок к созданию новых двусторонних либеральных условий применения инструментов торговой защиты.
Беседовал Алексей НАСАДЮК, «Юридическая практика»