Дата публикации: 19 мая 2015
Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли
Источник: «Левый берег»
Недавно в средствах массовой информации появилось сообщение о достижении договоренностей между Украиной и США о прекращении действия антидемпинговых пошлин путем заключения соответствующего Соглашения (Suspension Agreements). Подобные соглашения являются обычной практикой достижения компромисса в вопросах двусторонней торговли и заключаются между Министерством торговли США и компаниями в ходе антидемпингового расследования.
Сам факт существования такой договоренности является значительным политическим сигналом поддержки украинского Правительства на самом высоком уровне в США. Это крайне важно для продвижения украинского экспорта и диверсификации рынка сбыта украинских товаров, подпадающих под действие антидемпинговых пошлин.
На сегодня в США антидемпинговые меры действуют в отношении семи видов украинской продукции: карбамид сухой (68,26%), нитрат аммония (156%), ферросиликомарганец (163%), арматура (41,69%), прокат горячекатаный плоский в рулонах (90,33%), прокат углеродный горячекатаный плоский не в рулонах (81,4% — 237,9%, по которому продолжается пятилетний пересмотр), и трубы нефте- и газопроводного назначения (7,47%, в отношении которых в 2014 г. было заключено Suspension Agreement in place).
В течение многих лет достичь отмены антидемпинговых пошлин не удавалось. Сложность их отмены заключается в антидемпинговых процедурах и значительном размере пошлины, который был начислен Украине до получения членства в ВТО как стране с нерыночной экономикой и с возможным использованием методологии «обнуления». Такой большой размер пошлины по своей сути является «запретным», именно поэтому он привел к окончательной потере рынка США для украинских экспортеров и прекращению поставок на этот рынок. Хотя до введения антидемпинговых мер годовой объем поставок на этот рынок достигал около 288,6 млн долл. США.
В то же время, согласно антидемпинговым процедурам США, пересмотреть размер пошлины возможно только в случае наличия обычных поставок товара, которые были экономически убыточными для украинского бизнеса. Таким образом, ситуация зашла в тупик, из которого, казалось, нет имеет практического выхода без политической воли.
При этом не следует ожидать, что антидемпинговые пошлины будут автоматически отменены – для этого необходимо провести процедуры пересмотра пошлин, предусмотренные законодательством США и Соглашением ВТО о применении статьи VI ГАТТ. Законодательством США предусмотрено несколько видов пересмотра пошлин, в частности, пятилетний пересмотр, административный пересмотр и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам. Каждый вид пересмотра имеет свои особенности и правовые требования.
Порядок заключения Соглашений о приостановлении действия антидемпинговых пошлин определяется Законом США о тарифе 1930 г. По сути, это установление добровольных ценовых обязательств со стороны иностранной промышленности. Такое Соглашение обязательно должно иметь общественный интерес и требует осуществления эффективного мониторинга его выполнения.
При наличии политических договоренностей либерализация антидемпинговых мер является вполне реальной перспективой, учитывая тенденции прошлого года, когда впервые за всю историю независимости нашего государства по результатам пятилетнего пересмотра было принято решение об отмене антидемпинговой пошлины в отношении украинских прутка и проволоки, которая действовала на уровне 116,37%. Хотя в рамках того же пересмотра Комиссия по международной торговле США оставила в силе пошлины для всех других стран: Бразилии, Индонезии, Мексики, Молдовы и Тринидада и Тобаго. Положительным сигналом для Украины также стало Соглашение о приостановлении действия антидемпинговых пошлин, заключенное в прошлом году между Министерством торговли США и компанией Интерпайп.
Однако, не стоит ожидать автоматического заключения таких соглашений по результатам политических договоренностей, поскольку приостановление действия антидемпинговых пошлин – это сложный процесс, связанный с соблюдением юридических процедур. Он напрямую зависит от активности бизнеса и требует времени для реализации. При этом остается большой риск обжалования сделок, заключенных по результатам пересмотра в суде со стороны американской промышленности.
В связи с этим предстоит провести большую работу, связанную с координацией действий правительств стран и бизнеса. В первую очередь необходимо четко определить, по каким процедурам будет осуществляться обращение в компетентные органы США, и подготовить дорожную карту для достижения поставленной цели.