Дата публикации: 2 марта 2015
Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли
Источник: «Экономическая правда»
Введение в действие недавно принятого закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно упрощения условий ведения бизнеса» обеспечит завершение первого этапа упрощения ведения бизнеса.
Второй этап может быть начат с утверждения на уровне Кабмина плана действий, состоящего из 176 пунктов.
Он предусматривает задания центральным органам исполнительной власти относительно подготовки нормативно-правовых актов по дерегуляции с четко установленными сроками исполнения в течение 2015 года.
В рамках инициатив Минэкономразвития планируется предусмотреть 77 мер по упрощению лицензионных процедур регулирования хозяйственной деятельности, 15 мер — по усовершенствованию процедур технического регулирования и госнадзора по регулированию хозяйственной деятельности.
Еще шесть мер направлены на упрощение процедур таможенного и налогового регулирования, восемь — на улучшение позиций Украины в рейтинге ведения бизнеса Doing Business и 70 мер — на упрощение условий предпринимательской деятельности в аграрной, строительной и нефтегазовой отраслях.
В плане действий Минэкономразвития по дерегуляции могут быть предложения по отмене лицензирования около 16 видов хозяйственной деятельности.
В частности — по посредничеству в трудоустройстве на работу за границей, туроператорской деятельности; импорту лекарств, таможенно-брокерской деятельности, предоставлению услуг по перевозке багажа, экспорту и импорту лазерных дисков, изготовлению бланков ценных бумаг.
Также может быть отменено лицензирование в торговле племенными ресурсами, проведении генетической экспертизы животных, внедрении, ввозе, вывозе голографических защитных элементов, проведении землеоценочных работ и земельных торгов, торговле жидким топливом из биомассы и биогаза.
Кроме того, рассматривается возможность отмены лицензирования экспорта и импорта спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.
Отмена лицензирования этих видов деятельности значительно облегчит ведение бизнеса. Вместе с тем, она не должна быть механической, чтобы не столкнуться с недобросовестной практикой со стороны субъектов хозяйственной деятельности.
Для этого необходимо предусмотреть в законодательстве организационные и квалификационные требования к соответствующей деятельности, обеспечить учет субъектов хозяйствования и возможность останавливать или запрещать такую деятельность в случае нарушения законодательства.
Например, в Украине за торговлю агрохимией без лицензии предусмотрена лишь административная ответственность должностного лица — штраф.В общем, целесообразно оставить минимальное количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, и обеспечить усиление ответственности за ведение хозяйственной деятельности с нарушением законодательства.
На практике наложить санкции на юридическое лицо за ведение такой деятельности без лицензии в виде внушительного штрафа, приостановления или запрещения занятия такой деятельностью не является реальным.
Таким образом, не всегда наличие лицензионной деятельности является панацеей для обеспечения безопасности людей и природы. Достижение этой цели возможно путем усовершенствования механизма правоприменения административно-хозяйственных санкций, предусмотренных Хозяйственным кодексом.
Принятый парламентом закон о дерегуляции, по расчетам Минэкономразвития, может дать эффект в размере 40-60 млрд грн до 2020 года, упростив ведение бизнеса путем ликвидации 16 способов государственного регулирования, гармонизации законодательства с нормами ЕС, уменьшения административной нагрузки на бизнес и снижения коррупционных рисков в процедурах.