Дата публикации: 29 марта 2019
Денис Ненов, адвокат
Источник: The Ukrainian Journal of Business Law
В рамках выполнения Плана действий по либерализации ЕС визового режима для Украины и других международных обязательств Украины в декабре 2015 года было создано Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (сокращенно – Агентство по розыску и менеджменту активов или АРМА), которое по содержанию, объему функций и правовому статусу не имеет аналогов в системе органов государственной власти в Украине.
Основной целью создания АРМА было обеспечение неотвратимости наступления негативных последствий совершения уголовных преступлений, прежде всего коррупционных, через лишение виновных лиц экономических преимуществ, полученных в результате их противоправного поведения.
Для достижения указанной цели АРМА выполняет следующие функции:
— выявление и розыск имущества, на которое может быть наложен арест в уголовном производстве, как на территории Украины, так и на территории других государств; указанные мероприятия осуществляются по обращению следователя, детектива, органов досудебного расследования, прокуратуры и судов, а также по просьбе соответствующих органов иностранных государств, с целью ареста таких активов;
— международное сотрудничество и представительство Украины в иностранных юрисдикциях по вопросам выявления и розыска активов, полученных преступным путем;
— управление активами, на которые наложен арест в уголовном производстве, путем: а) передачи активов в управление на основании договора управления; б) распоряжения – реализации соответствующих активов с последующим размещением наличных средств на счетах в государственных банках до окончания уголовного производства.
— формирование и ведение Единого государственного реестра активов, на которые наложен арест в уголовном производстве;
— предоставление разъяснений и консультаций по вопросам своей компетенции и подготовка предложений, касающихся государственной политики по вопросам выявления, розыска и управления активами.
Важно подчеркнуть, что АРМА действует исключительно на основании обращений правоохранительных органов Украины, запросов компетентных органов других государств в порядке сотрудничества и судебных решений, и никогда по собственной инициативе. При этом необходимым условием для осуществления агентством своих полномочий является наличие уголовного производства, что значительно сужает его сферу деятельности по сравнению с аналогичными органами большинстве других государств.
Кроме того, в Италии, Соединенном Королевстве, Финляндии, Франции, Литве, Нидерландах добытое преступным путем имущество может быть конфисковано в порядке гражданского судопроизводства без приговора суда в отношении лица – к владельцу активов может быть предъявлен иск в гражданском процессе, в котором последний должен доказать законность происхождения имущества, иначе оно взимается в пользу государства.
В Украине гражданская конфискация существует в значительно усеченном виде – она может быть применена исключительно к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, и только после их осуждения приговором суда, вступившим в законную силу, за отдельные виды преступлений: коррупционные или легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
В Соединенном Королевстве также действуют такие механизмы возврата активов, как:
— заключение за неуплату суммы, определенной судом;
— судебные решения, касающиеся раскрытия всех активов независимо от страны их местонахождения в обмен на риск считаться лицом, проявившим неуважение к суду.
АРМА фактически начало свою работу с октября 2017 года.
Что касается статистических показателей работы Национального агентства, то сейчас на его официальном сайте есть информация относительно 2017 года, а также общие сведения о деятельности АРМА в 2018 году.
В 2017 году агентством переданы в управление 75 единиц арестованных активов и обработано 69 запросов правоохранительных органов Украины.
По состоянию на начало декабря 2018 года количество переданных в управление единиц арестованных активов увеличилась, и составило более 700 объектов. Это действующие предприятия, коммерческая и жилая недвижимость, транспортные средства, корпоративные права, зерно, одежда, бытовая техника и прочее. Заслуживает внимания тот факт, что в 2018 году в управление АРМА впервые были переданы предприятия и корпоративные права. Кроме того, Национальным агентством рассмотрено 1064 обращения от правоохранительных органов Украины.
Создание Национального агентства вызвало целый ряд последствий, в том числе для представителей бизнеса, которые предоставляют им новые инструменты для защиты своих интересов в делах, где они выступают жертвами преступлений.
В случае причинения вреда компании преступными действиями со стороны партнеров, контрагентов, топ-менеджмента, других лиц, для владельца бизнеса крайне важным является принятие оперативных мер для поиска и наложения ареста на активы правонарушителя, за счет которых можно обеспечить возмещение нанесенного ущерба. В этом контексте АРМА предоставляет эффективные инструменты, связанные с быстрым доступом к различным информационным базам, которые находятся в распоряжении Украины, государств-партнеров по обмену информацией и международных организаций по вопросам розыска и возвращения активов, полученных преступным путем. Это позволяет получить информацию более оперативно, избегая необходимости прохождения длительной бюрократической процедуры международного сотрудничества по уголовным производствам или гражданским делам, которая требует посредничества Генеральной прокуратуры Украины и Министерства юстиции Украины.
Для этого пострадавшему необходимо инициировать открытие уголовного производства и обращение органа досудебного расследования или прокурора к АРМА о необходимости выявления и розыска имущества соответствующего лица с целью его последующего ареста. По общему правилу, такие обращения обрабатываются в течение трех рабочих дней.
В 2018 году АРМА наладило сотрудничество в рамках трансграничного обмена информацией с 33 странами, среди которых США, Великобритания, Кипр, Латвия, Швейцария, Австрия, Германия, Франция, Республика Панама, Объединенные Арабские Эмираты, Словакия, Чехия и другие.
В рамках трансграничного обмена информацией АРМА было направлено 81 обращение к зарубежным правоохранительным органам и международным организациям касательно выявления и розыска активов в пределах уголовных производств, а также предоставлены ответы на 15 обращений компетентных органов таких стран как: Германия, Италия, Франция, Израиль, Дания, Литва, Бельгия и др.
Национальное агентство принимает активы в управление при следующих условиях (при отсутствии согласия их владельца на передачу):
1) наличие уголовного производства;
2) минимальная сумма активов должна составлять не менее 834 600,00 грн;
3) наличие судебного решения о наложении ареста на активы;
4) наличие судебного решения о передаче активов в управление АРМА с соответствующим обращением прокурора в агентство.
Управление денежными средствами в наличной и безналичной формах в любой валюте, а также банковскими металлами, на которые наложен арест в уголовном производстве, осуществляется Национальным агентством путем их размещения на депозитных счетах АРМА, открытых в государственных банках – АО «Ощадбанк», АБ «Укргазбанк».
Управление другим движимым имуществом, недвижимым имуществом, ценными бумагами, имущественными и иными правами осуществляется АРМА путем реализации соответствующих активов или передачи их в управление.
Активы, принятые Национальным агентством в управление, подлежат оценке, которая осуществляется определенными по результатам конкурса субъектами оценочной деятельности, и передаче в управление определенным по результатам конкурса юридическим или физическим лицам, с которыми заключается договор управления имуществом. Управляющий не вправе отчуждать активы, принимаемые им в управление.
Что касается реализации арестованного имущества, то такая реализация осуществляется по решению следственного судьи или суда, при этом указанные активы должны соответствовать одному из следующих критериев:
— имущество, в том числе в виде предметов или больших партий товаров, хранение которого из-за громоздкости или по другим причинам невозможно без лишних трудностей;
— расходы по обеспечению специальных условий хранения имущества или управления им соизмеримы с его стоимостью;
— имущество, которое быстро теряет свою стоимость;
— имущество в виде скоропортящихся товаров или продукции.
Примерный перечень указанного имущества, утвержденный Кабинетом Министров Украины, является достаточно широким и фактически дает право следственному судье, суду принять решение о передаче АРМА для реализации любого арестованного имущества.
Указанные активы передаются для реализации без согласия собственника на основании постановления следственного судьи или суда, копия которого направляется Национальному агентству немедленно после его вынесения с соответствующим обращением прокурора.
При этом рассмотрение следственным судьей, судом ходатайства о передаче активов для реализации осуществляется без обязательного участия их владельца и фактически последний может узнать о таком решении уже после проведения реализации, когда его права восстановить будет достаточно сложно.
Кроме того, судебные решения о передаче активов в управление АРМА не подлежат обжалованию в апелляционном порядке, что лишает владельца важных инструментов для защиты своих прав, которые могли бы предотвратить возможные случаи злоупотреблений со стороны правоохранительных органов.
Реализация активов осуществляется на электронных торгах.
Решение о передаче для реализации активов каких-либо дополнительных согласований не требует, кроме случаев реализации активов стоимостью свыше 41 730 000,00 – решение по таким активам согласовывается специально созданной при Национальном агентстве межведомственной комиссией по вопросам реализации активов.
Таким образом, под юрисдикцию АРМА может попасть любое арестованное имущество, в том числе и то, которое является вещественным доказательством в уголовном производстве. Особенность ареста имущества в качестве вещественного доказательства состоит в том, что такой арест можно наложить на имущество любого лица на начальном этапе досудебного расследования, даже когда еще непонятны перспективы такого расследования и ни одному лицу не объявлено о подозрении, когда уголовное производство в дальнейшем может быть закрыто в связи с отсутствием самого факта совершения преступления. Особенно это актуально для преступлений в сфере white collar crime, которые отличаются достаточной сложностью в расследовании и требуют анализа значительного объема документации и проведения объемных экономических экспертиз.
В результате, законодательство не исключает возможность ситуации, когда после реализации имущества окажется, что преступления вообще не было, а между сторонами существуют исключительно гражданско-правовые отношения, в связи с чем уголовное производство подлежит закрытию.
Итак, уместным представляется установление определенных ограничений при применении процедур передачи арестованных активов в управление АРМА.
На сегодня могут быть предложены четыре основные судебные механизмы защиты прав собственника при обжаловании передачи арестованного имущества в управление агентства:
1) отмена ареста имущества через суд первой инстанции или подача апелляционной жалобы на решение об аресте;
2) отмена передачи активов в управление АРМА через суд первой инстанции;
3) подача иска в суд об отмене решения АРМА (например, об отстранении руководителей и подписантов)
4) подача иска в суд о признании недействительными результатов конкурса для избрания управляющего арестованными активами.
Таким образом, АРМА находится на стадии своего становления и в будущем ожидается тенденция расширения его полномочий в части введения гражданской конфискации и других международных практик, присущих аналогичным органам других государств, прежде всего Европейского Союза. Уже сейчас Национальное агентство предоставляет пострадавшим от преступлений новые возможности для оперативного розыска и ареста активов с целью возмещения причиненных убытков. При этом владельцы арестованного имущества потребует дополнительных процессуальных прав для предотвращения возможных злоупотреблений при применении процедур передачи арестованных активов в управление АРМА.