Дата новости: 6 апреля 2023
Сергей Неделько, адвокат, советник, руководитель Одесского офиса юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» выступил на семинаре «Бизнес в условиях военного положения. Морской бизнес и право 2023: год войны», который проходил 3 апреля 2023 года в Одессе. Организатор – комитет по морскому праву Ассоциации адвокатов Украины.
В своем докладе «Особенности споров между судовладельцами, страховщиками и фрахтователями в связи с конструктивной гибелью судна в результате российской военной агрессии и ограничения навигации» Сергей отметил, что в течение года войны в Украине навигация в большинстве украинских портов невозможна или значительно ограничена. Большинство судовладельцев, чьи суда были заблокированы в портах, сделали заявления об отказе от своих прав на застрахованное судно (абандон) и требуют от страховщиков возмещения его стоимости. Абандон обоснован полной конструктивной гибелью судна из-за невозможности свободного владения и распоряжения им.
Однако между судовладельцами и страховщиками возникают споры по поводу обоснованности заявления об абандоне, прежде всего, в отношении судов, заблокированных в портах «Большой Одессы», которые принимают участие в «зерновой инициативе».
«Большинство споров возникают относительно заявленной полной конструктивной гибели судов, которые к началу полномасштабной агрессии зашли в порты «Большой Одессы», загрузились незерновым грузом (чугун, руда, металл) и на данный момент не могут разгрузить судно, загрузить его продукцией АПК, после чего выйти по «зерновому коридору». Основная причина – это неправомерный отказ фрахтователей и грузовладельцев осуществить выгрузку, – подчеркнул Сергей Неделько. – Отклоняя заявления об абандоне, страховые ассоциации обосновывают свою позицию тем, что исключительно характер груза на борту и недостаточные усилия судовладельца по его замене препятствуют свободному владению и распоряжению судном. Страховщики отмечают, что вопрос восстановления контроля над судном находится исключительно в плоскости коммерческих взаимоотношений между судовладельцем и другими участниками морской перевозки (cargo interests), часто занимающими неконструктивную позицию в ущерб интересам судовладельца. К сожалению, в условиях отсутствия согласия cargo interests и содействия терминала осуществить принудительную выгрузку крайне сложно, учитывая целый ряд практических аспектов работы терминала и логистических процессов, а также особенностей правоприменения».
Спикерами мероприятия выступили представители ведущих юридических фирм в области морского права. Участники панели обсудили форс-мажорные обстоятельства и правоприменительную практику в условиях войны, определили проблемы заблокированных судов в украинских портах и «зернового коридора», а также особенности применения коносамента и морских накладных.