Дата новости: 5 сентября 2022
Сергей Неделько, адвокат, руководитель Одесского офиса ЮФ «Ильяшев и Партнеры», выступил на online-марафоне «Бизнес в условиях военного положения. Морской бизнес во время войны 2022», который прошел 26 августа. Организатор – Ассоциация адвокатов Украины.
В своем докладе «Проблема бункеровки иностранных судов в украинских портах: очередной вызов для власти в условиях военного времени и почему именно сейчас необходимо ее решить» Сергей отметил, что до полномасштабного вторжения агрессора украинские порты были лидерами в Черноморском регионе по количеству судозаходов. Несмотря на это, иностранные суда не имели возможности осуществить бункеровочные операции в Украине и пополнить свои запасы горюче-смазочных материалов, составляющих львиную долю операционных расходов судовладельцев.
Главной проблемой является фискальная политика государства, требующая полного растаможивания топлива, что делает этот рынок неконкурентоспособным. Поэтому судовладельцы вынуждены бункероваться в портах Стамбула и Констанцы, а также за пределами 12-мильной зоны. В июле этого года правительство обратило внимание на эту проблему и фактически разрешило проводить бункеровочные операции у портов Рени и Измаил на реке Дунай, что должно повысить скорость и значительно облегчить логистику экспортно-импортных грузов.
«Действующее на сегодняшний день законодательство уже предусматривает таможенные процедуры, позволяющие осуществлять бункеровочные операции иностранных судов на таможенной территории Украины без уплаты таможенных платежей. Такая практика общепринята во многих странах мира и несет в себе экономические и экологические выгоды для Украины, как например: создание дополнительных рабочих мест, увеличение количества судозаходов и привлечение грузопотоков, стабильное функционирование «зерновой инициативы», минимизация экологических рисков и т.д. Кроме того, обеспечение предоставления бункеровочных услуг в портах является требованием Конвенции Марпол 73/78, а также задачей для решения в соответствии со Стратегией развития морских портов Украины до 2038 года. Однако достаточно спорное толкование таможенными органами положений таможенного законодательства не позволяет заработать рынку бункеровки в Украине», – отметил Сергей Неделько.
Участники панели также обсудили перспективы правового регулирования выезда украинских моряков за границу во время военного положения, проблемы использования объектов морской инфраструктуры и работу «зернового коридора».
Online-марафон Ассоциации адвокатов Украины – площадка, созданная для коммуникации между адвокатами, судьями, представителями государственных органов и бизнеса с целью обсуждения актуальных правовых проблем и путей их решения.