укр eng рус est

Публикации

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Решить с трудом

02.10.2018

«Только юрист, специализирующийся на вопросах комплаенса, может установить для работников желаемые работодателем обязанности, при этом минимизируя риски нарушение прав трудящихся».

Леонид ГИЛЕВИЧ

Специально для «Юридической практики»

Несмотря на то что многим в Украине «комплаенс» кажется малопонятным иностранным словом, в национальном законодательстве соответствующий термин используется уже более десяти лет, прежде всего в банковской сфере.

Пожалуй, наиболее удачное определение понятия «комплаенс» содержится в Методических рекомендациях относительно усовершенствования корпоративного управления в банках Украины. Там комплаенс описан как «необходимость знать, понимать и соблюдать все требования законодательства Украины, нормативов, положений и правил, внутренних политик, стандартов и кодексов по вопросам деятельности банка».

По большому счету такое определение при условии замены слова «банк» на другой тип организации может применяться и к компаниям, которые банками не являются.

Обязанности и комплаенс

Разобравшись с терминологией, стоит сказать о том, в каких именно документах могут содержаться обязанности работников и как такие документы соотносятся с комплаенсом.
Основные трудовые обязанности устанавливаются трудовым законодательством Украины и в первую очередь Кодексом законов о труде (КЗоТ) Украины. Важное положение содержится в статье 9 КЗоТ: условия договоров о труде, которые ухудшают положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными.

Основным документом, который определяет права и обязанности работодателя и работника по отношению друг к другу, является трудовой договор. В определении трудового договора в статье 21 КЗоТ Украины, в частности, говорится о том, что работник при выполнении работы обязывается подчиняться внутреннему трудовому распорядку.

Статья 139 КЗоТ Украины описывает, как именно работник должен выполнять работу. Он должен «честно и добросовестно, своевременно и точно выполнять распоряжения собственника или уполномоченного им органа, соблюдать трудовую и технологическую дисциплину, требования нормативных актов об охране труда, бережно относиться к имуществу собственника, с которым заключен трудовой договор».

Пожалуй, наиболее близок к понятию «комплаенсу» термин КЗоТ Украины «трудовая дисциплина», нарушение которой, согласно Типовым правилам внутреннего распорядка для работников и служащих предприятий, учреждений и организаций, определяется как «неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей».

Авторы одного из проектов Трудового кодекса Украины (законопроект № 1658) подходят к вопросу, связанному с обязанностями работника, более комплексно, посвящая им отдельную статью 21. В ней указано, что основными обязанностями работника являются в том числе личное и добросовестное исполнение своих обязанностей по трудовому договору; соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, требований нормативных актов работодателя; другие обязанности, предусмотренные законом, коллективным договором, трудовым договором с работником или нормативным актом работодателя. Работодатель имеет право издавать нормативные акты в сфере труда путем издания приказов, распоряжений, решений и т.п. Работодатель обязан поставить всех работников в известность об изданных нормативных актах.

Хотя КЗоТ Украины и не использует понятие «внутренний нормативный акт работодателя», он все же ссылается на распоряжения, приказы и внутренний трудовой распорядок работодателя, которые имеют для работника обязательную силу.

Таким образом, можно сделать вывод, что для функционирования правил комплаенса обязательны следующие условия:
— все обязанности работников должны быть зафиксированы в письменной форме как трудовые обязанности, а их нарушение должно быть определено как нарушение трудовой дисциплины. Обязанности могут быть зафиксированы в учредительных документах работодателя, коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка, других нормативных актах работодателя (которые могут называться «правила комплаенс», «кодекс корпоративной этики» и т.п.), трудовом договоре (контракте) с конкретным работником и, разумеется, в законодательстве;
— все работники должны быть ознакомлены с соответствующими трудовыми обязанностями под роспись;
— работодатель должен внедрить эффективный механизм (систему), благодаря которому правила комплаенса могли бы реализовываться на практике.

Основные обязанности

Исходя из практического опыта, можно назвать следующие основные обязанности и ограничения в сфере комплаенса, которые работодатель стремится возложить на своих работников:
— обязанность соблюдать требования законодательства, учредительных документов работодателя, приказов, распоряжений работодателя, нормативных актов работодателя;
— запрет осуществления действий, имеющих признаки коррупции и получения неправомерной выгоды;
— предотвращение конфликта интересов, в том числе ограничения в отношении работы на конкурентов или предпринимательской деятельности, составляющей конкуренцию деятельности работодателя;
— неиспользование ресурсов работодателя в личных целях;
— соблюдение требований относительно обращения с конфиденциальной информацией и коммерческой тайной;
— ограничение в отношении политической, общественной или религиозной деятельности со ссылкой на работодателя;
— воздержание от совершения действий, которые могут дискредитировать работодателя;
— выполнение требований, касающихся внешнего вида работника;
— соблюдение требований относительно культуры общения и этикета.

При этом степень возможности принудительной реализации описанных выше обязанностей и ограничений может быть разной.

Так, не вызывает сомнений, что работник обязан соблюдать требования законодательства или приказов работодателя, а также не совершать коррупционных действий. В то же время ограничение работника в праве работы на другого работодателя (в свободное от основной работы время) может трактоваться как нарушение конституционного права на труд, а установление правил для выражения политической или общественной позиции — наступлением на свободу слова.

Поскольку границы между «можно» и «нельзя», между «обязанностью» и «рекомендацией» в отношении описанного выше очень тонкие, только опытный юрист, специализирующийся на вопросах комплаенса, может компетентно составить содержащие правила комплаенса документы таким образом, чтобы в максимально возможной степени, разрешенной законодательством, установить для работников желаемые работодателем обязанности, а также минимизировать для работодателя риски нарушения прав работников.

Ответственность за нарушение

В завершении отметим, что при нарушении правил комплаенса, которые являются трудовыми обязанностями, к работнику могут быть применены такие меры ответственности, как выговор (статьи 147–152 КЗоТ Украины) или же увольнение (различные основания в зависимости от конкретной ситуации предусмотрены статьями 36, 40 и 31 КЗоТ Украины). В качестве дополнительных мер выступают установление условий для выплаты премий (не выполнил условие — не получил премию) и материальная, административная и уголовная ответственность в особо серьезных случаях.

 
© 2018 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия