укр eng рус est

Публікації

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Регистрация предприятий

31.03.2014

Евгений СОЛОВЬЕВ, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Источник: «Юридическая практика

Некоторые предприятия в материковой части Украины, желающие ограничить доступ к своим регистрационным делам, начали перерегистрацию своего местонахождения на Крым


Быстрая аннексия Крыма вызвала острую необходимость решить вопрос с украинскими субъектами предпринимательской деятельности, зарегистрированными на его территории

24 марта 2014 года на сайте Министерства юстиции Украины был опубликован Приказ Министерства юстиции Украины № 525/5 от 14 марта 2014 года «О проведении регистрационных действий по изменению местонахождения юридических лиц и места проживания физических лиц – предпринимателей».

Данным приказом установлено, что регистрационные действия по изменению местонахождения юридических лиц и места проживания физических лиц – предпринимателей, местонахождением (местом проживания) которых являются Автономная Республика Крым и город Севастополь, осуществляются государственными регистраторами юридических лиц и физических лиц – предпринимателей регистрационных служб территориальных органов Министерства юстиции в областях и городе Киеве (государственные регистраторы).

Указанное положение приказа не распространяется на изменение местонахождения юридических лиц и места проживания физических лиц – предпринимателей в пределах территории Автономной Республики Крым и города Севастополя.

Государственные регистраторы, которые произведут такое регистрационное действие, обязаны уведомить почтовым отправлением, телефонограммой, электронной связью государственных регистраторов регистрационных служб территориальных органов Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым и городе Севастополе по месту хранения регистрационного дела о необходимости передачи регистрационного дела юридического лица либо физического лица – предпринимателя по новому местонахождению (месту проживания).

Также приказом разрешено осуществлять в таких случаях передачу регистрационных дел не только почтовым отправлением согласно статье 14 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» (Закон о регистрации), но и посредством выдачи регистрационного дела по обращению уполномоченных представителей юридических лиц и физических лиц – предпринимателей под расписку о его обязательной последующей передаче государственному регистратору по новому местонахождению юридических лиц либо месту жительства физических лиц – предпринимателей.

Конечно, данный приказ не сможет решить вопрос фактического контроля над находящимися в Крыму активами субъектов предпринимательской деятельности, однако сможет помочь в решении вопроса о возможности дальнейшего проведения регистрационных действий в отношении таких предприятий по новому месту нахождения, например, их продажи вместе с принадлежащими им активами путем отчуждения участниками корпоративных прав и изменения состава участников, а также вопроса сохранения регистрационных дел.

Следует отметить, что для некоторых организационно-правовых форм юридических лиц (например, для обществ с ограниченной ответственностью, которые являются наиболее распространенной организационно-правовой формой юридических лиц в Украине) украинское законодательство предусматривает обязательное наличие информации об их местонахождении в уставе. Соответственно, изменение местонахождения в данном случае сопровождается проведением общего собрания участников и внесением в устав соответствующих изменений, которые подаются для государственной регистрации изменения местонахождения. Такие регистрационные действия проводятся на основании регистрационной карточки по форме № 3.

В связи с ситуацией, которая сложилась в Крыму, вероятно, не все предприятия сейчас смогут получить доступ к своим учредительным документам и печатям, а также оперативно провести общее собрание участников. Учитывая, что разрешения на изготовление печатей отменили еще несколько лет тому назад, по моему мнению, выходом из данной ситуации может быть изготовление руководителем такого предприятия новой печати и подача для регистрации изменения местонахождения регистрационной карточки по форме № 4, которая подается юридическими лицами, местонахождение которых не указывается в уставах и изменение которого не сопровождается внесением соответствующих изменений в устав. Полагаю, что государственные регистраторы будут с пониманием относиться к этой проблеме и в таком случае будут проводить соответствующие регистрационные действия.

Также следует обратить внимание на то, что в некоторых случаях с изменением местонахождения все равно могут возникнуть проблемы. Так, непросто будет это сделать тем предприятиям, которые находятся в процессе прекращения либо в процедуре банкротства в стадии ликвидации, поскольку согласно части 2 статьи 35 Закона о регистрации относительно таких юридических лиц запрещается проводить ряд регистрационных действий, в частности, государственную регистрацию изменений сведений об их местонахождении, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц – предпринимателей. Этот вопрос также нуждается в урегулировании.

Кроме того, поскольку можно прогнозировать возникновение сложностей, прежде всего с технической возможностью выполнения государственными регистраторами, находящимися в Крыму, требований приказа в части передачи регистрационных дел, следует уже сейчас начать размышлять над тем, каким образом те государственные регистраторы, которые зарегистрируют изменение местонахождения, будут фактически вести регистрационные дела таких субъектов предпринимательской деятельности. Например, в случае наличия у субъектов предпринимательской деятельности учредительных и регистрационных документов можно было бы ввести процедуру, согласно которой государственному регистратору могут предоставляться копии существующих документов с предъявлением оригиналов, а государственный регистратор, заверив эти копии своей печатью, сможет сформировать из них регистрационное дело.

Есть и обратная сторона медали. Она заключается в том, что некоторые предприниматели в материковой части Украины в силу определенных обстоятельств очень хотели бы сделать невозможным доступ к своим регистрационным делам для судов и правоохранительных органов Украины. С этой целью они уже начали смену местонахождения своих предприятий на Крым, поскольку вслед за изменением местонахождения государственный регистратор обязан передать регистрационное дело по новому местонахождению. Конечно, государственные регистраторы и Укргосреестр стараются повлиять на эту ситуацию в пределах имеющихся у них полномочий, но эта проблема также требует решения на законодательном уровне.

Хочется отметить, что необходимость каким-то образом решить вопрос с украинскими субъектами предпринимательской деятельности, зарегистрированными на территории Крыма, вызванная его быстрой аннексией, целиком понятна. Эта проблема действительно актуальна, как и множество других, неожиданно возникших для Украины в связи с действиями Российской Федерации. Тем не менее, правильным было бы решить этот вопрос путем внесения соответствующих изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей». В частности, в соответствии со статьей 5 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц и физических лиц – предпринимателей осуществляется государственным регистратором по местонахождению юридического лица либо по месту проживания физического лица, а статья 14 этого же Закона не предусматривает выдачу регистрационных дел на руки субъектам предпринимательской деятельности. Целесообразно было бы внести соответствующие изменения в вышеуказанный закон, поскольку, даже в случае исполнения положений приказа, государственными регистраторами в материковой части Украины непонятно, каким образом поведут себя государственные регистраторы в Крыму.

Нельзя исключать ситуаций, когда ими будет игнорироваться положение приказа ввиду неизменности положений закона. К тому же, такие расхождения между положениями закона и приказа могут быть основанием для обжалования в судебном порядке регистрационных действий, проведенных в соответствии с приказом. Как следствие, нельзя исключать возможность их отмены.

 
© 2017 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия