укр eng рус est

Публікації

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Эффект от снижения предельной суммы расчетов наличными окажется нулевым

25.01.2017

Александр Выговский, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Источник: Украинские новости

Национальный банк Украины (НБУ) объявил о снижении с 04.01.2017 года предельной суммы расчетов наличными с участием физических лиц в три раза – со 150 тысяч грн. до 50 тысяч грн. Соответствующие изменения были внесены на основании Постановления Правления НБУ от 25.11.2016 года №407 «О внесении изменений в Постановление Правления НБУ от 06.06.2013 года №210 «Об установлении предельной суммы расчетов наличностью».

Лимит в 50 тысяч грн. на расчеты наличностью будет действовать в двух случаях:

1) если расчеты происходят между физическим лицом и предприятием (предпринимателем) в течение одного дня;
2) если расчеты происходят между физическими лицами по договорам купли-продажи, которые подлежат нотариальному удостоверению.

В каждом из этих случаев превышения лимита в 50 тысяч расчеты могут осуществляться только в безналичной форме – путем перечисления средств с одного текущего счета на другой или путем внесения и/или перечисления средств на текущие счета (в том числе на депозит нотариуса на отдельный текущий счет в национальной валюте).

Такую меру НБУ можно считать прогнозируемой и ожидаемой: уже довольно давно регулятор заявлял о ее необходимости (более того, в позапрошлом году рассматривался вопрос о снижении лимита до 20 тысяч грн.). В своем пресс-релизе, размещенном на сайте, регулятор утверждает, что «установление предельной суммы расчетов наличностью на уровне 50 тыс. грн. не причинит неудобств гражданам и не будет касаться ежедневных покупок населения, поскольку касается только крупных приобретений (недвижимости, драгоценностей, транспортных средств, предметов искусства, мехов, дорогих часов, путешествий и пр.)». По мнению НБУ, установление такой предельной суммы расчетов наличностью с участием физических лиц обеспечит стабильные поступления наличности в банковскую систему и ускорит ее обращение, а также сузит сферу использования наличности и ускорит развитие безналичного сегмента.

Вместе с тем, по нашему мнению, подобное снижение лимита наличных расчетов приведет лишь к повышению применения схем обхода данных ограничений и перехода расчетов в «тень». Как показывает практика, такие ограничения сравнительно легко обходятся гражданами, например, путем дробления платежей за крупные покупки (ведь в указанном выше Постановлении НБУ речь идет о расчетах в течение одного дня), широкого использования отсрочки и рассрочки совершения платежей (причем зачастую притворной), оформления покупки в кредит (что тоже происходит не «в течение одного дня»), оформления продажи через договор дарения, прикрытия расчетов фиктивным зачетом встречных однородных требований и пр.

Обход указанных ограничений связан, прежде всего, с нежеланием населения демонстрировать свои расходы налоговым органам, нежеланием платить банкам комиссию за совершение расчетно-кассового обслуживания (и весьма немаленькую комиссию при большой сделке!), а также опасениями, связанными с сомнительным положением многих украинских банков, которые не сегодня-завтра могут пополнить вереницу обанкротившихся финансовых учреждений. Поэтому можно смело предположить, что после ужесточения указанных ограничений появятся новые или усложнятся существующие схемы обхода, и общий эффект окажется нулевым.

Определенные преимущества данное нововведение может принести для банков, среди которых увеличение остатков средств на клиентских счетах, повышение объема доходов за счет тарифов за перечисление и снятие денежных средств со счетов, расширение клиентской базы. Однако в условиях продолжающейся стагнации банковского сектора и дефицита капитала многих банковских учреждений такие выгоды вряд ли могут стать решающими.

НБУ в своем информационном сообщении указывает, что данное решение полностью соответствует международному опыту, и в качестве примеров приводит Францию, Бельгию, Португалию, Италию, Испанию и Грецию, которые также установили предельные суммы наличных расчетов, и при этом являются довольно успешными в экономическом плане. В ответ можно не только привести ничуть не меньший список стран, где таких ограничений нет (например, Германию, Австрию, Финляндию, Швецию, Словению и пр.) и которые при этом могут похвастаться гораздо более устойчивым состоянием банковской сферы, чем Украина, но и подчеркнуть, что эффективность данной меры будет высокой только при достижении соответствующего уровня развития системы безналичных расчетов, характерного для западных стран, но никак не для Украины.

Тот факт, что в обороте находятся большие суммы наличности, свидетельствует прежде всего о недоверии населения к банковской системе в целом (что неудивительно, с учетом «банкопада» последних трех лет), и административными мерами данное положение не исправить. В ситуации, когда в любой момент владелец банковского счета может столкнуться с невозможностью снять деньги со своего счета или совершить необходимую трансакцию, когда значительная часть вознаграждения выплачивается по-прежнему наличностью, привлекательность расчетов «кэшем» является неоспоримой. Также можно предположить, что в условиях продолжающейся девальвации гривны и повышения цен искусственное стимулирование регулятором безналичных расчетов может привести к дальнейшему уменьшению торгового оборота.

 
© 2017 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия