укр eng рус

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

География в законе: как получить право на указание места происхождения товаров

15.03.2017

Мария Коваль, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Источник: Forbes.ua

Подробнее о нововведениях в отношении правовой охраны географических указаний происхождения товаров

25 января 2017 года правительство поддержало разработанный Минэкономразвития законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении усовершенствования правовой охраны географических указаний».

Изменения, согласно данному законопроекту, вносятся главным образом в закон Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров», меняя тем самым и само его название – на закон Украины «О правовой охране географических указаний», таким образом приводя терминологию в отношении географических указаний в соответствие с Гражданским кодексом Украины.

Согласно проекту закона, вводится единый широкий термин «географическое указание», означающий наименование, которое идентифицирует товар, происходящий из определенной географической местности, и который имеет особое качество, репутацию либо другие характеристики, обусловленные главным образом этой географической местностью, если хотя бы один из этапов его производства осуществляется на указанной географической территории.

Цель законопроекта – приведение законодательства Украины в соответствие с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом в отношении географических указаний происхождения товаров.

Законопроектом предусматривается ввести новое единое понятие «спецификация товара», что объединяет в себе совокупность сведений о товаре, для маркирования которого используется географическое указание, согласованных уполномоченным органом (наименование и описание товара, сырья, основные физические, химические и т.п. характеристики товара, границы географической местности, где производится товар, территорию производства сырья, описание способов производства товара и т.д.).

В отличие от действующей редакции закона Украины «Об охране прав на указания происхождения товаров», законопроект предусматривает право на регистрацию географического указания только объединением лиц, которые в указанной географической местности производят товар и/или добывают (перерабатывают) сырье для товара.

При этом право регистрации географического указания может быть предоставлено одному физическому или юридическому лицу, но лишь при соблюдении двух условий:

• оно является единственным производителем, который желает подать заявку на регистрацию;
• географическая территория, где осуществляется производство, переработка, приготовление товара, имеет характеристики, существенно отличающиеся от прилегающих территорий.

Непонятный момент в данном положении: если на дату подачи заявки одним лицом оно является единственным производителем, а впоследствии появится еще один производитель, то как второму производителю позже получить такую регистрацию – неизвестно.

В соответствии с требованиями Соглашения, географические указания должны охраняться, среди прочего, от любой имитации, в том числе с сочетанием слов «стиль», «тип», «способ» и т.п.

В связи с этим в законопроекте предусмотрено право лиц, имеющих право использовать географическое указание, запрещать, среди прочего, использование другими лицами выражения со словами: «стиль», «тип», «способ», «имитация», «вкус», «подобный» и пр.

Надо отметить, что украинские производители довольно часто сегодня используют такие выражения на упаковке своей продукции, поэтому в случае принятия изменений в такой редакции им придется придумывать новые названия для этих продуктов.

И даже потребителям будет сложно в данном случае разобраться, поскольку оригинальные продукты (тот же греческий фета, французское шампанское, французский коньяк) для украинского потребителя большей частью недоступны ввиду их цены.

Более того, для большинства украинских потребителей глобально известные географические указания давно стали видовыми названиями, то есть общеупотребимыми названиями определенных товаров. Например, шампанское, коньяк, портвейн.

Законопроектом предусматривается такое новшество, как прекращение действия регистрации географического указания по заявлению любого заинтересованного лица на основании его неиспользования на протяжении семи лет со дня публикации сведений о его регистрации или с другой даты после этой публикации.

Необходимо добавить, что у украинских производителей, использующих в настоящее время географические указания Европейского Союза, есть отсрочка на семь-десять лет, чтобы изменить названия своих товаров под такими указаниями и донести их до потребителей.

Безусловно, правовая охрана географических указаний имеет огромное значение для производителей товаров, которые обладают какими-либо уникальными свойствами благодаря географической местности.

Как свидетельствует база данных зарегистрированных товарных знаков, сегодня присутствует много регистраций с использованием указаний происхождения товаров на имя физических и юридических лиц, не имеющих никакого отношения к географической местности. Поэтому важно также не допускать регистрации товарных знаков, которые могут ввести в заблуждение потребителей в отношении происхождения товаров.

Есть надежда, что в случае принятия данного законопроекта географические наименования (как украинские, так и европейские) получат надлежащую правовую охрану и будут также защищены от столкновения с товарными знаками.

 
© 2017 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия