укр eng рус

Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Последние новости
Отзывы
Chambers Europe

«Недавно фирма провела консультирование по ряду фармацевтических дел. Многие соглашаются, что данная команда «движется в правильном направлении, особенно впечатляет ее работа в фармацевтической отрасли».

 

Капитуляция «Газпрома». Что означает компромисс в антимонопольном споре с ЕС

20.04.2017

Николай Алексюк, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Источник: Европейская правда

Большой антимонопольный спор Еврокомиссии и «Газпрома» подходит к развязке. 13 марта Европейская комиссия обнародовала предложения «Газпрома» относительно решения проблем конкуренции на газовом рынке в Центральной и Восточной Европе.

Стоит напомнить: это одно из крупнейших антимонопольных дел в ЕС, непосредственно влияющее и на Украину.

В сентябре 2011 года Еврокомиссия проинспектировала офисы ряда компаний Центральной и Восточной Европы, которые действуют на рынках поставки, транспортировки и хранения газа, с целью расследования потенциальных антиконкурентных согласованных действий и нарушений правил конкуренции, определенных статьями 101 и 102 Договора о функционировании Евросоюза (2010/Сек 83/01).

«Газпром» обвинили в антимонопольных действиях в восточноевропейских странах, где доля российского газа составляет от 50% до 100%.

Вполне естественно, что в процессе расследования должностными лицами Еврокомиссии был проведен анализ договоров, заключенных с российским «Газпромом», который является основным поставщиком природного газа в центрально- и восточноевропейские государства (доля «Газпрома» на рынке газоснабжения в этих странах).

В 2015 году были обнародованы предварительные выводы о нарушении «Газпромом» законодательства ЕС в сфере защиты экономической конкуренции на рынках газоснабжения Болгарии, Чешской Республики, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши и Словакии.

Еврокомиссия выделила три блока нарушений конкурентного законодательства:

- применение «Газпромом» территориальных ограничений, закрепленных в договорах поставки природного газа: «Газпром» самостоятельно определяет пункты поставки природного газа в стране-импортере, а импортеру запрещается осуществлять реэкспорт газа в третьи страны по собственному усмотрению;

- несправедливое ценообразование: в пяти странах (Болгария, Эстония, Латвия, Литва и Польша) «Газпром» в одностороннем порядке установил цены на природный газ в размере, который необоснованно превышает себестоимость его добычи и средневзвешенные цены для других потребителей;

- установление в договорах поставки природного газа дополнительных обязанностей для покупателей, которые по своему содержанию не касаются соответствующих правоотношений (в двух странах – Болгария и Польша).

Например, цены и объемы поставок природного газа ставились в зависимость от осуществления инвестиций в проекты газотранспортной инфраструктуры «Газпрома», передачи контроля российскому монополисту на национальную газотранспортную систему.

Нарушения ограничили свободную торговлю природным газом и привели к установлению необоснованно высоких цен – как для газовых компаний, так и для конечного потребителя.

Попутно следует заметить, что законодательство Европейского Союза предусматривает жесткие санкции за нарушение правил экономической конкуренции – максимальный размер штрафа может достигать 10% от годового оборота компании, что в случае «Газпрома» может составить колоссальные $10 млрд.

Очевидно, руководство российского газового монополиста решило, что экономически более целесообразным будет пойти на некоторые уступки западным партнерам в обмен на лояльность со стороны европейского регулятора.

14 февраля 2017 года «Газпром» направил Европейской комиссии свои предложения по урегулированию спорной ситуации. В частности, «Газпром» обязался:

- Разрешить реэкспорт газа, отменив соответствующие пункты заключенных контрактов.

- Усовершенствовать порядок формирования цены на природный газ – в том случае, если сторона обоснует существенные изменения цен на рынке природного газа в сравнении с ценами, которые существовали на момент подписания договора, она вправе требовать пересмотра цены на газ; также будет существовать возможность инициировать процедуру пересмотра цены на газ, если она существенно превышает средневзвешенную цену импорта природного газа в Германии, Франции и Италии.
Усовершенствовать порядок пересмотра цены на газ, стороны будут иметь право инициировать пересмотр цены каждые два года и право внеочередного пересмотра цены один раз в пять лет (сейчас пересмотр цен возможен один раз в три года, а в некоторых контрактах такое право не предусматривается вообще).

- Дать возможность покупателям определять удобные пункты поставки природного газа, что в дальнейшем упростит процедуру реэкспорта в другие страны.

- Отказаться от претензий к Болгарии в части взыскания убытков за выход из проекта строительства «Южного потока».

- Ввести институт уполномоченного по вопросам мониторинга надлежащего исполнения сторонами взятых на себя обязанностей – лица, которое будет осуществлять беспристрастный надзор за выполнением сторонами (в первую очередь «Газпромом») взятых на себя обязательств.

Еврокомиссия положительно восприняла предложения «Газпрома», признав их достаточными для устранения нарушений конкурентного законодательства. Сейчас они рассматриваются покупателями природного газа – потребители могут представить Европейской комиссии свои комментарии и возражения, от которых в основном и будет зависеть окончательное решение регулятора.

Беспристрастный анализ предложенных изменений действительно свидетельствует о возможном развитии конкурентной среды на европейском рынке энергоносителей.

Хотя принципиальная позиция западных партнеров «Газпрома» может существенно осложнить процесс их реализации, однако даже частичное выполнение «Газпромом» своих обязательств коренным образом изменит ситуацию на газовом рынке ЕС. Прежде всего, он станет более конкурентным, что делает невозможным использование газа в качестве геополитического оружия.

Повлияет ли это на Украину? Хотя мы не являемся членом ЕС, впрочем, частично эффект от этих изменений почувствует и Украина. И этот потенциальный эффект можно с осторожностью назвать положительным.

У «Нафтобаза» появится возможность дешевле покупать российский газ, но окончательная его цена будет зависеть от конкретных цен и условий, которые будут закреплены в новых договоренностях между «Газпромом» и его партнерами в Восточной и Центральной Европе.

Но и это не все! Право реэкспорта послужит для Украины дополнительным предохранителем в случае окончательного разрыва торговых отношений с Российской Федерацией. У Киева появится возможность выбора надежного и предсказуемого поставщика природного газа.

В то же время усовершенствованный порядок формирования и пересмотра цен для партнеров «Газпрома» сможет служить предпосылкой для пропорционального снижения стоимости природного газа для Украины в случае его реэкспорта.

Наконец, субъекты хозяйствования могут руководствоваться выводами Еврокомиссии в деле «Газпрома» в качестве ориентира недопустимого антиконкурентного поведения на том или ином товарном рынке.

 
© 2017 Ильяшев и Партнеры / Мобильная версия