Дата публикации: 25 июля 2016
Александр Денисенко, адвокат
Источник: «Экономическая правда»
Все помнят проект Закона «О финансовой реструктуризации»?
Он был внесен правительством в Верховную Раду еще в конце осени прошлого года, а принял его парламент только 14 июня 2016 года.
Документ разработан «с целью преодоления негативных последствий в финансовом секторе, вызванных финансовыми кризисными процессами в экономике Украины и во исполнение обязательств украинской стороны перед международными финансовыми организациями».
Народные депутаты проголосовали за законопроект, имея положительные и отрицательные выводы юридического и научно-экспертного управлений.
Законопроект, действительно, является неоднозначным. Есть несколько моментов, которые вызывают обеспокоенность и могут быть применены с совершенно иной целью, чем указано в законе.
В частности, из законопроекта следует, что он распространяется исключительно на предприятия, имеющие определенные проблемы с возвратом кредитов и выполнением других денежных обязательств – в законе это называется «критическое финансовое состояние».
Среди тех, кому должно предприятие-должник должен быть как минимум один банк или другое финансовое учреждение, не связанное с должником совместными учредителями. Инициатором финансовой реструктуризации может быть только сам должник.
Применение механизма финансовой реструктуризации будет возможным только при условии согласия на это банков или других финансовых учреждений, в которых должник взял не менее половины всех кредитов.
Должник имеет право привлекать к реструктуризации любых других лиц, которым он должен деньги, но исключительно с их согласия – в законе они называются «привлеченные кредиторы».
Кроме того, должник не должен находиться в состоянии банкротства или досудебной санации.
Целью финансовой реструктуризации является согласование и заключение договора о реструктуризации между должником, привлеченными кредиторами и инвесторами, если таковые имеются. Такой договор должен содержать: условия участия инвесторов, суммы и условия проведения должником выплат перед всеми кредиторами, включая привлеченных и не вовлеченных кредиторов, а также перед бюджетом.
План реструктуризации может предусматривать рассрочку, прощение части долга, передачу кредиторам права собственности на имущество должника, привлечение инвестиций, реорганизацию должника, замену руководства должника и другие мероприятия.
Если должник соответствует вышеуказанным критериям и имеет соответствующее желание, он обращается в Секретариат – специальный государственный орган, который будет создан во исполнение Закона – с соответствующим заявлением.
К заявлению должны быть приложены: согласие привлеченных кредиторов, среди которых, как уже упоминалось выше, должен быть как минимум один банк; а также перечень кредиторов, которым в залог было передано имущество должника; перечень фактических учредителей (собственников) должника; перечень существующих судебных дел и исполнительных производств в отношении должника, инициированных кредиторами.
После получения пакета документов Секретариат должен их проанализировать и, в случае их соответствия положениям закона, принять решение о начале процедуры финансовой реструктуризации.
Какие юридические последствия имеет такое решение Секретариата?
Во-первых, на период действия финансовой реструктуризации кредиторы должника фактически не смогут возбудить дело о банкротстве должника без его согласия.
Во-вторых, со дня начала финансовой реструктуризации вводится мораторий, который действует в течение 90 дней, с возможностью дальнейшей пролонгации еще на 90 дней.
На период действия моратория должник освобождается от обязательства возвращать долги привлеченным кредиторам, в том числе путем продажи имущества должника на торгах. Также не допускается передача имущества должника в залог или под контроль других лиц, проведение зачетов, а также реализация с торгов недвижимого имущества должника, оборудования, автомобилей, механизмов, используемых в хозяйственной деятельности должника.
При этом запрет на реализацию необоротных активов должника распространяется на всех кредиторов должника, независимо от их участия в финансовой реструктуризации.
Из вышеприведенных норм следует, что механизм финансовой реструктуризации может использоваться недобросовестными должниками с целью недопущения реализации собственного имущества за долги.
Для этого должнику будет необходимо найти знакомых в любом банке или другом финансовом учреждении, взять там кредит в размере не менее пятидесяти процентов всех ранее полученных в других банках кредитов или займов, получить согласие «своего» банка выступить в качестве привлеченного кредитора и обратиться в Секретариат с целью получения решения о начале процедуры финансовой реструктуризации.
Такое решение на 180 дней обезопасит должника от возбуждения производства по делу о банкротстве и от реализации его имущества, а именно внеоборотных активов.
При этом, права всех других непривлеченных кредиторов будут нарушаться – даже имея на руках судебное решение о взыскании с должника задолженности, такие кредиторы не смогут реализовать имущество должника или возбудить дело о банкротстве.
Таким образом, закон нуждается в совершенствовании, в частности с целью недопущения злоупотреблений со стороны недобросовестных должников, которые с помощью этого закона смогут не возвращать кредиты и другие долги.