Дата публикации: 22 декабря 2017
Виталий Галицких, руководитель Таллиннского офиса
Источник: ZN.UA
Эстонию называют «административным офшором», поскольку 99% всех государственных услуг можно получить онлайн.
Украинцы занимают третье место по количеству полученных карт э-резидента в Эстонии. В данный момент в департаменте полиции и погранохраны этой страны находится свыше 1600 заявлений с просьбой о э-резидентстве от наших сограждан. При этом именно украинцы находятся на первом месте по количеству зарегистрированных юридических лиц в Эстонии — уже 314 украинских компаний при помощи карты э-резидента сменили прописку на эстонскую.
Карта э-резидента дает им полный доступ ко всем электронным государственным услугам Эстонии, большинство лиц, получивших карту э-резидента, не являются представителями олигархата или крупного бизнеса, в основной своей массе это мелкий и средний бизнес, те самые стартапы, которые так самозабвенно стремится поддерживать украинское правительство. Увы, пока предприниматели выбирают преимущества и либеральный подход эстонского законодательства к развитию и поддержанию предпринимательской среды в государстве.
Отток капитала и трудовых ресурсов — это лакмусовая бумажка, показывающая действительное состояние экономики и позволяющая делать прогнозы на будущее. Увеличение оттока капитала или его уменьшение является прямым доказательством выхода из кризиса или, наоборот, его усугубления. Прежде чем определить, что искал и нашел украинский бизнес в Эстонии, необходимо обозначить основные причины оттока капитала из Украины. Выделим только некоторые из них, по нашему мнению, играющие наиболее значимую роль в принятии решения компаниями о смене резидентства.
Политическая нестабильность. Как и все в этом мире, бизнес, и не только украинский, стремится к стабильности, как экономической, так и политической. Можно точно сказать, что большое число проводимых реформ, постоянные изменения в законодательстве, смена руководящего состава государственного аппарата — все это крайне негативно сказывается на желании предпринимателей вести бизнес в Украине. Предприниматели могут приспособиться к любой системе, любой ситуации и даже к любым налоговым ставкам, для этого необходимо только время. Но при постоянных изменениях и отсутствии стабильности бизнесу становится труднее адаптироваться, а юрисдикции, дарующие ему вожделенную стабильность, становятся более привлекательными. Украина пока не может конкурировать с юрисдикциями, в которых предприниматели с легкостью могут сделать прогноз как на завтрашний день, так и на следующий год.
Легкость ведения бизнеса. Стабильность в политике и экономике государства напрямую влияет на легкость ведения бизнеса. Хотя понятие индекса легкости ведения бизнеса и базируется на десяти индикаторах, не учитывающих инфляцию или инфраструктуру, сам индекс является важным показателем для демонстрации благоприятной предпринимательской среды, поскольку включает в себя оценку простоты и скорости регистрации бизнеса, декларации налогов, получения кредитования, обеспечения исполнения обязательств по договорам. В 2017 г. в рейтинге легкости ведения бизнеса, составляемом Всемирным банком, Эстония заняла 12-ю строчку, в то время как Украина находилась на 76-м месте.
Налоговая политика. Неэффективная и сложная налоговая система, безусловно, не является самым главным фактором оттока капитала, но остается в списке довольно значимых. На примере Скандинавских стран можно сделать вывод, что бизнес может процветать и при высоких налоговых ставках, если у него есть понимание системы налогообложения и виден результат, на который государство тратит полученные налоги. Увы, в Украине при довольно высокой налоговой нагрузке эффективность госаппарата, эти налоги распределяющего, крайне низкая, и бизнес, как никто, это понимает.
Девальвация и инфляция. Риск обесценивания денег вынуждает предпринимателей держать деньги в другой валюте и, как видим, в другой стране. Используя европейскую банковскую систему, они во многом страхуют себя от прямых потерь, ведь уровень инфляции в Украине в этом году составил более 11%, девальвационные риски растут, тогда как в еврозоне инфляция находится в районе 1%, и такие риски отсутствуют. Особенно это важно для международных компаний, которых привлекает не только стабильность, но и простота ведения расчетов за товары и услуги.
Причины оттока капитала из Украины очень разные, но при ответе на вопрос, а почему именно Эстония, украинский бизнес главной причиной называл стабильность в государстве. Тихая страна в северной Европе с общей историей, в которой не было потрясений, революций и присутствует очень прагматичный подход к предпринимательству. За годы независимости Эстония смогла повысить свою привлекательность для инвестирования, добиться низкого уровня инфляции, разработать прозрачную и понятную налоговую систему, создать заслуживающую доверия банковскую систему, а также разработать законодательство, способное защитить права контрагентов при исполнении взятых на себя обязательств.
Эстония не является налоговым раем и не конкурирует с офшорами. Бизнес, пришедший в Эстонию из Украины, стремится не оптимизировать налоги, а работать и развиваться в условиях стабильности и поддержки со стороны государства. Эстонию называют «административным офшором», поскольку 99% всех государственных услуг в стране можно получить онлайн. Каждый житель Эстонии имеет ID-карту, которая используется для удаленной идентификации и как средство электронной цифровой подписи. В данный момент использование электронных государственных услуг привело к тому, что в учреждениях исчезли очереди, а все процессы осуществляются в автоматическом режиме. В частности, регистрация компании происходит онлайн, оплата счетов, услуг и сделок — через онлайн-банкинг, любой договор можно заключить, не выходя из дома и используя электронную цифровую подпись, а онлайн-подача налоговой декларации занимает не более десяти минут. Автоматизация процессов привела к минимальной бюрократии и отсутствию коррупции.
Необходимо также понимать, что Эстония предлагает свое э-резидентство и услуги без ограничений для граждан всех стран, но при этом не гарантирует успешность ведения бизнеса. Например, другие эстонские компании и банки относятся к ведению бизнеса с компаниями, чьими бенефициарами являются резиденты Украины, с настороженностью. То есть утверждение, что нашего предпринимателя ждут с распростертыми объятиями, было бы лукавством. Но те, кто готов и хочет работать, могут это делать беспрепятственно.
На самом деле Украина активно перенимает эстонский опыт, например, планирует введение налога на выведенный капитал. Опыт беспрецедентный — в 2000 г. Эстония упразднила налог на прибыль и ввела налог на распределенную прибыль, где прибыль, направляемая на развитие бизнеса, налогом не облагается, а облагается только при распределении в виде дивидендов. Таким образом, налог на выведенный капитал стимулирует реинвестиции предприятий в Эстонии. Но украинское правительство второй год лишь декларирует готовность повторить эстонский опыт, и часть украинского бизнеса предпочла не ждать, а уже сейчас жить по эстонским законам. Исход этой реформы в Украине, как и многих других, прогнозировать сложно.
Нестабильность в государстве на всех уровнях напрямую влияет на отток капитала. Чем менее предсказуемы решения властей, тем выше желание предпринимателей обезопасить свой бизнес в других юрисдикциях. Люди и бизнес стремятся к простоте. В условиях глобализации границы государств стираются, Интернет открывает безграничные возможности для ведения бизнеса, и страны, которые делают на это ставку, привлекают к себе капитал из других стран. Увы, только государственному аппарату по силам реализовать меры по улучшению экономического состояния страны и в значительной степени снизить объем выводимого капитала.