Дата публикации: 2 апреля 2019
Олег Трохимчук, адвокат
Источник: «Юридическая Газета»
Развитие возобновляемой энергетики — это первоочередная задача для мирового сообщества, поскольку именно оно является предпосылкой решения острых проблем, которые сегодня встали перед человечеством (ухудшение экологии, изменение климата со всеми пагубными для людей и планеты в целом последствиями).
Благодаря своему географическому расположению Украина является достаточно интересной для инвесторов, что подтверждается постоянным ростом количества новых проектов в сфере возобновляемой энергетики, особенно в производстве электрической энергии солнца и ветра. Основной причиной такого роста стало установление законом гарантированного уровня «зеленого» тарифа на электрическую энергию, получаемую из возобновляемых источников энергии, который привязан к курсу евро и зафиксирован до 2030 года, а также обязательства по выкупу всего объема «зеленой» энергии, отпущенной в энергетическую систему Украины.
Сегодня доля энергии из возобновляемых источников составляет около 2% от всей генерации, а ее стоимость почти 9% от оборота на рынке электроэнергии. Такая финансовая нагрузка была вызвана «зеленым» тарифом вследствие его привязки к евро. Сегодняшний тариф, утвержденный несколько лет назад, является одним из самых высоких в Европе.
Благодаря действию в Украине «зеленого» тарифа проекты возобновляемой энергетики могут окупиться, в среднем, за 4-6 лет (в зависимости от мощности). Однако, как показал опыт некоторых европейских стран, где вводили «зеленый» тариф, развитие отрасли, построенное только на механизме поддержки, не является устойчивым.
Осознавая этот факт, профильный комитет Верховной Рады подготовил законопроект №8449-д «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электрической энергии из альтернативных источников энергии», который был принят Верховной Радой в первом чтении в конце 2018 года. Указанный законопроект внедряет новые конкурентные механизмы формирования цены (аукционы) и предусматривает снижение с 2020 года «зеленого» тарифа для солнечных электростанций на 25%, а для ветряных — на 10%.
Европейский союз, ЕБРР, Всемирный банк и Энергетическое сообщество поддерживают в Украине необходимость перехода от нынешнего «зеленого» тарифа к конкурентной системе на основе «зеленых» аукционов. Указанные институты считают, что нынешняя система, хотя и полезная для запуска сектора, но больше не подходит для поддержания его долгосрочного развития.
К тому же Украине было сообщено, что ЕБРР больше не сможет финансировать на ее территории новые проекты, полагающиеся на «зеленый» тариф, кроме тех, что уже находятся на стадии разработки. Если только не будет принят закон, гарантирующий длительный срок экономической устойчивости сектора, что обеспечит необходимый комфорт для инвесторов и финансистов.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время основным сдерживающим фактором для развития возобновляемой энергетики, в долгосрочной перспективе, является переходные процессы, которые происходят на рынке, а также законодательная неопределенность новых правил игры.
В нынешних реалиях для запуска проекта «зеленой» энергетики с чистого листа необходимо пройти нелегкий путь еще до начала строительства (особенно это касается процедуры получения технических условий на присоединение). Рынок продажи готовых проектов возобновляемой энергетики в Украине только начинает формироваться. Однако экономическая целесообразность строительства новых объектов зеленой энергетики оставаться до конца 2019 при условии, что их строительство начнется в первом квартале, учитывая необходимость их введения в эксплуатацию. В дальнейшем инвесторы вряд ли будут рисковать своими средствами и запускать финансирования новых проектов.
Стоит отметить, что сегодня существует большое несоответствие между задекларованными и реализованными проектами.
Объем выданных технических условий для подключения к сети значительно превышает мощности, которые реально могут быть введены в эксплуатацию. На рынке сложилась ситуация, когда значительное количество проектов (эксперты называют цифры 70-80%), под которые были получены технические условия для подключения к сетям, являются лишь декларативными и создавались без намерения реального строительства, а просто для их последующей перепродажи. Под такие проекты были зарезервированы те мощности, которые могли быть переданы тем, кто имеет реальные намерения осуществить строительство. Снижение «зеленого» тарифа и внедрения аукционов должны продемонстрировать, какие из выданных технических условий являются действительными.
В любом случае, если указанные изменения в законодательстве будут приняты, необходимо еще дождаться, каким образом они будут реализовываться на практике. К тому же не будем забывать, что 2019 является избирательным годом, когда особенно ощущается политическая нестабильность, которая обычно не способствует появлению стратегических инвесторов на рынке.
Развитие отрасли «зеленой» энергетики, прежде всего, зависит от политической воли и стабильности законодательства, которые откроют дорогу длительным инвестиционным проектам, способствующим росту доли возобновляемой энергии в общем потреблении (сейчас национальный план развития альтернативной энергетики не выполняется: из запланированных 11% генерации и возобновляемых источников в 2020 году достигнуто лишь около 6%, учитывая показатели крупных гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих электростанций), а также в отказе от использования угля и других невозобновляемых энергоресурсов, от которых сегодня очень зависит наша страна.
Стоит отметить, что сегодня существует большое несоответствие между задекларованными и реализованными проектами.
Объем выданных технических условий для подключения к сети значительно превышает мощности, которые реально могут быть введены в эксплуатацию. На рынке сложилась ситуация, когда значительное количество проектов (эксперты называют цифры 70-80%), под которые были получены технические условия для подключения к сетям, являются лишь декларативными и создавались без намерения реального строительства, а просто для их последующей перепродажи. Под такие проекты были зарезервированы те мощности, которые могли быть переданы тем, кто имеет реальные намерения осуществить строительство. Снижение «зеленого» тарифа и внедрения аукционов должны продемонстрировать, какие из выданных технических условий являются действительными.
В любом случае, если указанные изменения в законодательстве будут приняты, необходимо еще дождаться, каким образом они будут реализовываться на практике. К тому же не будем забывать, что 2019 является избирательным годом, когда особенно ощущается политическая нестабильность, которая обычно не способствует появлению стратегических инвесторов на рынке.
Развитие отрасли «зеленой» энергетики, прежде всего, зависит от политической воли и стабильности законодательства, которые откроют дорогу длительным инвестиционным проектам, способствующим росту доли возобновляемой энергии в общем потреблении (сейчас национальный план развития альтернативной энергетики не выполняется: из запланированных 11% генерации и возобновляемых источников в 2020 году достигнуто лишь около 6%, учитывая показатели крупных гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих электростанций), а также в отказе от использования угля и других невозобновляемых энергоресурсов, от которых сегодня очень зависит наша страна.