Дата публикации: 25 июля 2020
Нина Бец, юрист
Источник: Ukrainian Law Firms 2020
Начиная с 2019 года, в Украине заработала новая система валютного регулирования. Вступил в силу Закон Украины «О валюте и валютных операциях» № 2473-VIII, которым введена значительная либерализация валютных операций и движения капитала.
Основным принципом нового валютного законодательства Украины стал постулат «разрешено все, что прямо не запрещено законом», то есть предоставлена возможность осуществлять любые валютные операции, прямо не запрещенные законодательством Украины.
Валютный контроль заменен валютным надзором как системой мер, направленных на обеспечение соблюдения субъектами валютных операций и уполномоченными учреждениями валютного законодательства. Заложены основы для перехода от системы общего валютного контроля по каждой операции к валютному надзору, построенному по принципу «большие риски – больше внимания, меньшие риски – меньше внимания».
Были отменены следующие основные валютные ограничения, препятствующие притоку иностранных инвестиций в Украину:
- Отменен лимит на репатриацию дивидендов. Теперь можно переводить иностранную валюту за границу для выплаты дивидендов учредителю-нерезиденту без каких-либо ограничений.
- Отменена процедура обязательной регистрации кредитных договоров с нерезидентами. Согласно последним изменениям, вместо регистрации обслуживающие банки должны только предоставлять информацию о заключении такого соглашения в Национальный банк Украины для статистических целей. Для этого была создана специальная автоматизированная информационная система Национального банка Украины под названием «Кредитные договоры с нерезидентами».
- Отменено ограничение досрочного погашения процентов по кредитным договорам с нерезидентами. Согласно правилам, которые применялись ранее, досрочное погашение процентов по кредитным договорам с нерезидентами было невозможно.
- Отменено требование об обязательной продаже валюты, полученной по договорам с нерезидентами. Отмененные правила требовали от бизнеса обязательной продажи 30% валютных поступлений.
- Отменены валютный надзор за такими видами операций:
— экспортно-импортные операции до 150 тыс. грн;
— импорт товаров по государственным оборонным контрактам;
— импорт услуг или лекарственных средств по договорам МОЗ Украины со специализированными организациями, а также импорт услуг по лечению редких заболеваний;
— импорт товаров, используемых для производства космической и авиационной техники и агрегатов;
— экспорт и импорт товаров в рамках соглашений о разделе продукции;
— экспорт работ и услуг (кроме транспортных и страховых услуг и работ) и прав интеллектуальной собственности.
Это означает, что все вышеуказанные операции не подлежат валютному надзору со стороны украинских банков, к ним не применяется срок осуществления оплаты (расчетов), а налоговые органы Украины не могут применять штрафные санкции за нарушение таких сроков. - Отменены санкции в виде прекращения внешнеэкономической деятельности за нарушение сроков расчетов.
- Разрешается заключение валютных форвардов для хеджирования экспортно-импортных и долговых операций.
- Разрешается осуществление операций по счетам юридических лиц-нерезидентов в банках Украины. Ранее нерезидентам разрешалось открывать в украинских банках только так называемые инвестиционные счета, что было довольно сложно. Отныне иностранным компаниям разрешено открывать текущие счета и осуществлять платежи с помощью таких счетов.
- Разрешается покупать и накапливать иностранную валюту на счетах для выплат по внешним заимствованиям.
Ранее было запрещено покупать и накапливать иностранную валюту на счетах. В дополнение к Закону Украины «О валюте и валютных операциях» № 2473-VIII, новая система валютного регулирования Украины состоит из восьми основных постановлений Правления Национального банка, которые заменили предыдущую нормативную базу, состоящую из 56 нормативно-правовых актов:
— Постановление № 1: «Об утверждении Положения о структуре валютного рынка Украины, условиях и порядке торговли иностранной валютой и банковскими металлами на валютном рынке Украины»;
— Постановление № 2: «Об утверждении Положения об осуществлении операций с валютными ценностями»;
— Постановление № 3: «Об утверждении Положения о трансграничном перемещении валютных ценностей»;
— Постановление № 4: «Об утверждении Положения о перечне мер защиты, порядке и критериях их введения, продления и досрочного прекращения»;
— Постановление № 5: «Об утверждении Положения о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте»;
— Постановление № 6: «Об утверждении Положения о порядке предоставления банками Национальному банку Украины информации по договорам, предусматривающим исполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами-кредиторами по привлеченным резидентами кредитам, займам»;
— Постановление № 7: «Об утверждении Инструкции о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям экспорта и импорта товаров»;
— Постановление № 8 «Об утверждении Положения о порядке осуществления уполномоченными учреждениями анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях».
Постановления № 1–3 будут в полном объеме действовать тогда, когда у Национального банка не будет необходимости применять меры защиты на валютном рынке для предотвращения обстоятельств, угрожающих макрофинансовой стабильности. Постановления № 4 и № 6 определяют общий перечень возможных мер защиты и критериев их применения на валютном рынке, а также определяют порядок ведения статистического учета кредитных договоров с нерезидентами. Постановление № 5 имеет временный характер и определяет конкретные меры защиты, введенные Национальным банком. Такие меры будут постепенно отменены с улучшением макрофинансовой ситуации. Постановление № 7 также временно определяет порядок осуществления банками валютного надзора за соблюдением сроков расчетов по экспортно-импортным операциям до момента отмены такого требования. Постановление № 8 является одним из ключевых документов по внедрению риск-ориентированного подхода к валютному надзору.
Валютные ограничения, которые могут повлиять на интересы иностранного бизнеса в Украине и все еще остаются в силе, указаны ниже.
Национальный банк устанавливает сроки расчетов по экспортно-импортным операциям.
Эти ограничения означают, что в соответствии с внешнеэкономическими контрактами, заключенными между резидентом Украины и иностранной компанией, средства должны поступать на счета резидентов в украинских банках в сроки, указанные в контрактах, но не позднее чем в течение 365 дней. Срок уплаты долга исчисляется с даты таможенного оформления экспортируемых товаров.
В отношении импорта товаров, их доставка должна осуществляться в сроки, указанные в контракте, но не позднее чем в течение 365 дней с даты предоплаты. Невыполнение резидентом условий расчетов влечет штраф за каждый день задержки в размере 0,3% от неуплаченной по договору суммы (стоимости недоставленных товаров).
Приостановление сроков расчетов может иметь место в случае форс-мажорных обстоятельств или в случае принятия к рассмотрению судом или международным коммерческим арбитражем требования резидента о взыскании долга с нерезидента. Кроме того, по требованию резидента и при наличии достаточных оснований, сроки расчетов могут быть продлены на основании специального заключения Министерства экономического развития и торговли Украины.
Еще одним ограничением, которое затрагивает интересы иностранного бизнеса в Украине, является запрет украинским банкам осуществлять снятие наличных в иностранной валюте со счетов клиентов на территории Украины. Однако такое послабление валютного регулирования не означает, что украинские банки не осуществляют контроль за операциями в иностранной валюте. Порядок осуществления валютного надзора определен Постановлением Национального банка Украины «Об утверждении Положения о валютном надзоре» от 3 января 2019 года № 13.
Положение определяет основные принципы осуществления Национальным банком и уполномоченными учреждениями валютного надзора в Украине, основания и порядок применения Национальным банком мер воздействия к уполномоченным учреждениям за нарушение требований валютного законодательства. Банки являются уполномоченными органами валютного надзора, ответственными за контроль соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами при проведении операций. Такой надзор предполагает установление соответствия валютных операций клиентов (резидентов и нерезидентов) требованиям украинского валютного законодательства, запрет клиентам осуществлять через банк валютные операции, не соответствующие требованиям валютного законодательства, и/или своевременное информирование – в качестве уполномоченного учреждения – Национального банка в порядке, установленном законами Украины, в том числе нормативно-правовыми актами Национального банка, о валютных операциях, которые не соответствуют требованиям валютного законодательства. Отсутствие у банков документов (в электронном виде/на бумажных носителях), подтверждающих соответствие проведенных их клиентами валютных операций валютному законодательству, при условии, что с даты проведения этих валютных операций прошло не более пяти лет, квалифицируется как неосуществление или ненадлежащее осуществление банками валютного надзора в части невыполнения обязанностей по предотвращению проведения их клиентами валютных операций, не соответствующих требованиям валютного законодательства.
Кроме того, Национальный банк осуществляет финансовый мониторинг с целью предотвращения использования банковской системы Украины для легализации доходов, полученных преступным путем. Финансовый мониторинг означает деятельность по выявлению незаконно полученных доходов и предотвращению финансирования терроризма. Национальный банк устанавливает для банков и небанковских учреждений требования в отношении противодействия отмыванию незаконно полученных доходов и проверяет их соблюдение. При осуществлении финансового мониторинга банки и небанковские финансовые учреждения проводят аудит клиентов и анализируют их финансовые операции. В случае выявления подозрительных операций банки информируют Государственную службу финансового мониторинга и правоохранительные органы Украины. В такой деятельности Национальный банк действует в соответствии с Международными стандартами по противодействию отмыванию доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения (FATF).
Национальный банк, совместно с экспертами Международного валютного фонда, разработал дальнейшую Дорожную карту валютной либерализации, которая предусматривает поэтапную отмену всех валютных ограничений при условии улучшения макроэкономических условий в Украине. Отмене валютных ограничений будет предшествовать оценка Национальным банком таких макроэкономических показателей как темпы роста ВВП, динамика инфляции, состояние валютного рынка, финансовая стабильность, ситуация на внешних рынках и тому подобное. В то же время, предусмотренная Дорожной картой валютная либерализация не имеет временных рамок. Соответственно, чем быстрее макроэкономические и финансовые условия станут благоприятными, тем быстрее Национальный банк Украины отменит ограничения на валютном рынке, и наоборот.