Оставить заявку

Военные корабли проекта «Зубр» — дорогостоящие игрушки, которые могут себе позволить только супердержавы

Дата публикации: 17 октября 2013

Источник: «Цензор»

Отечественные предприятия оборонно-промышленного комплекса сегодня находятся в затруднительном положении. Украина не способна обеспечить им адекватную финансовую поддержку. Россия, которая долгие годы была стратегическим партнером, все чаще занимает враждебную позицию конкурента. Европа ценит украинскую «военку» за качество, но предпочитает развивать свои аналогичные проекты. В такой ситуации каждый выживает как может: кто-то по максимуму сокращает коллектив, кто-то переориентируется на более востребованную продукцию, кто-то продает интеллектуальную собственность, дабы удержаться на плаву. За разъяснениями о том, как обстоят дела в целом в отрасли, а также на стратегическом объекте — Феодосийской судостроительной компании «Море», мы обратились к старшему партнеру юрфирмы «Ильяшев и Партнеры», распорядителю имуществом ФСК «Море» Роману Марченко.

В январе следующего года завершается процесс санации ФСК «Море». Что будет дальше с предприятием? Какие позитивные сдвиги в результате санации Вы можете отметить?

На сегодня предприятие находится в санации (одна из стадий банкротства, — Ред.). За 6 лет в процедуре банкротства мы не продали ни одного производственного актива предприятия — ни одного куска земли, ни одного здания. К сожалению, не могу сказать, что оно работает на 100% мощностей, но мы загружены текущими небольшими контрактами плюс большим контрактом с «Укрспецэкспортом» (строительство 4 военных кораблей на воздушной подушке для Китая. Объем контракта оценивается в сумме около 300 миллионов долларов, — прим. Ред.). Мы его успешно выполняем, невзирая на все сложности.

Сколько предприятие простаивало?

Практически все годы независимости вообще не было никаких заказов. Если работа велась, то в убыток. Дело о банкротстве было возбуждено в 2008 году. Предприятие неоднократно передавалось в сферы управления различных органов исполнительной власти — Минпромполитики, Фонда госимущества, Агентства оборонно-промышленного комплекса. Сейчас предприятие передали в Укроборонпром. Это государственный концерн, в который входят «Укрспецэкспорт» и ряд оборонных предприятий. К сожалению, мы не видим от них какой-то активной поддержки в финансовом плане, но это, скорее, не их вина, а трагедия нищеты украинского бюджета.

А как обстоят дела с погашением кредиторской задолженности, она полностью погашена?

Нет, кредиторская задолженность полностью не погашена. Это практически невозможно на сегодняшний день. Мы говорим об огромных долгах прошлых годов. Только реестровая, т.е. признанная судом, задолженность составляла порядка 180 миллионов гривен. Сейчас она снизилась процентов на 70%, в том числе полностью погашена задолженность по зарплате за все года, по долгам перед пенсионным и иными фондами.

Ранее в прессе активно обсуждалась возможность банкротства предприятия. Текущее финансовое состояние позволяет судить о том, что предприятие фактически избежало банкротства?

К сожалению, гарантировать это на 100% на данный момент сложно. Долги не выплачены в полном объеме. Но существующая динамика позволяет нам с надеждой смотреть в будущее.