Дата публикации: 17 июля 2023
Алена Омельченко, партнер, руководитель практики международной торговли
Источник: GMK Center
МКМТ планирует завершить расследования по прокату с покрытием, проволоке и трубам из КНР, а также пруткам из Беларуси
Война внесла свои коррективы в торговую политику как Украины, так и по отношению к нашей стране. Ряд международных партнеров частично открыли свои рынки для украинской продукции. Одновременно с началом войны Украина фактически приостановила начатые до войны антидемпинговые расследования против металлургической продукции из ряда стран. Бизнес с интересом следит за возобновлением работы Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ).
Торговая политика в условиях войны
В условиях полномасштабного вторжения Украина изменила торговую политику. Полный запрет на импорт или санкции коснулись всех товаров из России. Вся российская продукция в той или иной мере была замещена украинскими или импортными товарами, преимущественно из ЕС.
На импорт продукции из Беларуси формального запрета нет, но по причине войны и перекрытия границ этот импорт напрямую не осуществляется. Многие компании сами приняли для себя решение отказаться от импорта продукции из Беларуси, хотя он частично присутствует на украинском рынке – продукция перенаправляется транзитом через страны Евросоюза.
Разумеется, что на фоне решения Евросоюза об отмене пошлин на украинские товары наша страна не может применять каких-либо торговые ограничения для европейской продукции. В нынешних условиях европейский рынок для нас является экспортным рынком №1, поэтому и Украина должна обеспечить европейской продукции приоритетный доступ.
Работа МКМТ
После начала полномасштабной войны работа МКМТ не считалась приоритетной. Заседание МКМТ, где должны были бы рассмотреть и применить ряд антидемпинговых пошлин и начать ряд расследований, было запланировано на 24 февраля 2022 года, в день, когда началось вторжение России. По понятным причинам оно не состоялось. В дальнейшем Минэкономики пересмотрело свои решения и отклонило все заявления и запросы украинских производителей о начале расследований.
В 2022-2023 гг. МКМТ не начала ни одного нового расследования. Между тем, за этот период комиссия несколько раз заседала и завершила все специальные (защитные) расследования без применения каких-либо мер. Вероятно, это связано с тем, что специальные меры применяется в отношении всех стран без исключения, включая ЕС, США и других торговых партнеров, которые оказывают существенную военную помощь Украине.
В антидемпинговых расследованиях не принималось существенных решений, несмотря на истечение сроков, предусмотренных законом. Это создает неопределенность для бизнеса и он ожидает, когда МКМТ возобновит свою полноценную работу по антидемпинговым расследованиям, начатым еще до начала войны. По заявлению ряда компаний, важные расследования не завершены до сих пор, а антидемпинговые пошлины являются единственным инструментом защиты украинских производителей от недобросовестной торговли.
Направления расследований
Сейчас имеет смысл принимать ограничительные меры против товаров из Беларуси, Китая, Индии, которые наносят ущерб национальным производителям. Для украинских производителей остается актуальным вопрос защиты от экспансии продукции из Турции. В свою очередь недобросовестные импортеры часто используют Малайзию для обхода существующих ограничительных мер в основном в части китайской продукции.
Китай продолжает беспрепятственно поставлять продукцию в Украину, от чего страдают наши производители. Они не могут по цене конкурировать с китайской продукцией, которая производится для украинского рынка. Более того, в условиях войны ухудшилась финансово-экономическая ситуация и условия работы отечественных производителей – перебои со светом, регулярные обстрелы и потеря человеческого ресурса снижают их возможности для конкуренции с китайской продукцией.
Определенные сложности у украинских производителей возникают при конкуренции с продукцией из Турции. Введение торговых ограничений против турецкой продукции сталкивается с политическим фактором. По моему мнению, инициировать расследования против продукции из Турции можно, но принятие нужных решений будет гораздо сложнее, чем, например, против китайских товаров.
«Металлические» расследования
В настоящее время МКМТ проводит расследования относительно импорта проката с покрытием и проволоке из Китая. Украинские производители с нетерпением ожидают решения по этим процессам, так как расследования должны были быть завершены еще год назад, а наши предприятия могли бы сохранить свою долю на внутреннем рынке и не быть вытесненными китайским товаром.
Недавно Минэкономики предоставило результаты расследования по прокату с покрытием. Можно спрогнозировать, что решение могут принять в ближайшее время. Министерство приняло позицию национальных производителей, которым в текущих сложных условиях важно защитить свой рынок от дешевого импорта из Китая. В документе идет речь о том, что планируется применить пошлину в диапазоне от 30,76% до 48,14% от таможенной стоимости в зависимости от иностранного производителя.
Это решение позволит создать в Украине целую отрасль. На сегодня этот рынок очень разбалансирован и непредсказуем, так как китайская продукция импортируется по демпинговым ценам. Все соседние страны имеют торговые ограничения для китайского проката с покрытием, и только в Украине такой пошлины нет.
Сам факт начала расследования и надежда на возможность применения пошлины уже дали толчок для открытия новых производств, в частности, в Белой Церкви. Украинские переработчики ожидают появления украинской продукции.
В части расследования по проволоке можно отметить, что внутренний рынок этого товара не такой большой. Но украинские производители более года ожидают решения по результатам расследования. Принятие антидемпинговой пошлины против импорта из Китая является критично необходимым для украинских производителей. В ожидании ограничительных мер они производят товар себе в убыток, компенсируя финансовые потери за счет выпуска другой продукции. Введение пошлины необходимо, чтобы окончательно не потерять внутренний рынок до принятия решения МКМТ.
В условиях войны импорт аналогичной китайской продукции вырос на 40%, а внутреннее производство сократилось до 45% от уровня 2020 года. Своевременное решения о применении антидемпинговых мер относительно китайской проволоки не допустило бы ухудшения положения украинских производителей на внутреннем рынке.
Относительно расследования по трубам (стальные бесшовные холоднотянутые и холоднокатаные трубы) из Китая, то оно так же остается «просроченным», так как его должны были завершить к сентябрю 2022 года. Примечательно, что антидемпинговые меры по отношению к холоднокатаным бесшовным трубам из КНР уже действуют (с июня 2020 года по июнь 2025). Расследование по китайским холоднотянутым и холоднокатаным трубам еще не завершено, поэтому можно ожидать любых результатов.
Кроме прочего есть подозрение, что может быть изменено решение МКМТ от 02.09.2020 №АД-444/2020/4411-03 «О применении окончательных антидемпинговых мер относительно импорта в Украину стальных бесшовных горячедеформированных труб происхождением из КНР». В данном случае речь может идти о пересмотре ценовых обязательств, которые ранее были приняты китайскими производителями.
Относительно пересмотра антидемпинговых мер в отношении импорта прутков углеродистой и других легированных сталей из Беларуси (пересмотр начат по решению Комиссии от 24.09.21 №АД-509/2021/4411-03) следует ожидать изменения размера антидемпинговой пошлины с целью защиты украинского производителя.
Украина всегда славилась своей либеральной позицией в торговле. С началом войны все запреты и меры сконцентрировались на российской продукции. Возобновление работы МКМТ и ряд антидемпинговых расследований по металлургической продукции (хоть и с опозданием в 1-2 года) могу начать менять этот тренд. Импорт металлургической продукции в Украину уже достиг довоенного уровня, в первую очередь за счет потерь украинских производителей. Возможно, Министерство экономики уже начинает проводить взвешенную торговую политику защиты внутреннего рынка.