Дата публикации: 9 января 2019
Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли
Источник: «Европейская правда»
Украина и Россия под новый год уже традиционно обменялись санкционными ударами.
При этом действия Украины были в целом ожидаемыми – по представлению Минэкономразвития Кабмин дополнил список запрещенных товаров из РФ, внеся туда кукурузный крахмал, глюкозу и сироп.
В свою очередь Россия не только значительнее расширила свой список запрещенных товаров, но и изменила формулировку правового обоснования. Ранее меры применялись одновременно к нескольким странам и “в целях обеспечения безопасности России”, а теперь к Украине “в связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями”.
И хотя на первый взгляд изменение формулировок имеет лишь формальный характер, на самом деле новшества более чем принципиальные.
Напомним, что запрет на ввоз украинских товаров применяется РФ с начала 2016 года и продлен до конца 2019 года. Этот запрет был введен путем внесения изменений в так называемый единый список “продовольственного эмбарго” в отношении США, ЕС, Канады, Австралии, Норвегии, Албании, Черногории, Исландии и Княжества Лихтенштейн в 2014 году.
Применение единого списка к нескольким странам существенно усложняло расширение и пересмотр мер в отношении конкретного государства.
Но в прошлом году в России был принят новый специальный федеральный закон “О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств”, который уполномочил правительство вводить такие меры по решению президента. При этом российский закон не содержит конкретной процедуры и критериев, какие действия зарубежных стран являются недружественными или противоречащими международному праву.
Следующий шаг – в октябре президент РФ принял указ №592 “О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации”, обязав правительство утвердить санкционные списки для физических и юридических лиц, а также новый дополнительный перечень украинских товаров, подлежащих запрету.
Какими же стали новые торговые ограничения от РФ?
Во-первых, был расширен список юридических лиц – количество украинских компаний, с которыми запрещено сотрудничество для российских компаний, выросло с 68 до 75.
Впрочем, куда более важным стало существенное расширение списка запрещенных украинских товаров.
В частности, Россия дополнительно запретила ввозить из Украины тракторы, трансформаторы, бумагу, обои, гравий, щебень, вина, этиловый спирт, шоколад, пшеницу, подсолнечное масло, хлеб, мучные кондитерские изделия, овощи, фрукты и орехи, соки и пиво, прочее.
Список новозапрещённых товаров составляет 9,6% от украинского экспорта в 2018 году.
Под запрет попали украинские товары, экспорт которых возрастал на фоне снижения общего экспорта Украины в РФ в последний год.
За январь-октябрь 2018 года экспорт украинских товаров снизился на 7% (по сравнению с аналогичным периодом 2017), тогда как поставки новозапрещенных товаров в целом выросли на $12 млн.
Принципиальный момент: нынешнее решение России носит явно политический характер и является контрсанкцией на введенные президентом Украины санкции к физическим и юридическим лицам РФ. А это означает, что новые ограничения невозможно оспорить в ВТО, поскольку они выходят за полномочия Органа по урегулированию споров ВТО и не регулируются торговыми соглашениями. Более того, даже в свое время “продовольственный запрет” России не решились оспаривать развитые страны.
Примечательно, что запрет введен не только к товарам, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина, но и которые перемещаются через территорию Украины. Таким образом, товары ЕС могут попасть под запрет, если будут поставляться в РФ через территорию Украины.
Вместе с тем постановление допускает транзит запрещенных товаров через территорию РФ в третьи страны, но при определённых условиях.
Последнее крайне важно в связи с тем, что в настоящее время в ВТО рассматривается спор относительно блокировки украинского транзита по территории РФ, которая основана на аналогичных положениях. Более того, принятие решения по этому спору ожидается уже совсем скоро – по предварительным данным, это может произойти уже в нынешнем квартале.
В случае позитивного решения Органа по урегулированию споров ВТО в пользу Украины существует вероятность, что Россия исполнит свои обязательства и упростит украинский транзит в третьи страны, но при этом может оставить под транзитными ограничениями только запрещенный товар из последнего списка. А в случае невыполнения Россией своих обязательств Украина будет иметь возможность для адекватного ответа.
В любом случае, такие действия РФ означают, что Украине необходимо существенно изменить подходы к введению санкций против РФ.
Стоит признать, нынешние ограничения оказались малоэффективными. Закон Украины “О санкциях” вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Отменено оперативное принятие Минэкономразвития специальных санкций внешнеэкономической деятельности по представлению СБУ, а юридический механизм принятия адекватных мер в ответ при неисполнении решений Органа урегулирования споров ВТО и вовсе отсутствует.
Об этом также свидетельствует и статистика – на фоне продолжающегося падения украинского экспорта в РФ российский импорт в январе-октябре 2018 года вырос на 20%, что в денежном измерении составляет более $1 млрд.
К сожалению, пока правительство не дало ответа, с чем связан такой рост. Однако без него невозможно принять действительно эффективный санкционный механизм.
Возможно, вскоре даст ответ рабочая группа по мониторингу торговых отношений с РФ, созданная в рамках Совета по международной торговле.
Но уже сейчас стоит говорить, что новый украинский санкционный механизм должен учитывать критический импорт, уровень кооперации компаний, уровень готовности бизнеса к переориентации на другие рынки, а также программу поддержки экспортеров.