Дата публикации: 25 января 2019
Олег Кулик, юрист
Источник: «Юридическая Газета»
В данный момент проект закона №2413-а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно консолидации функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг», также известный как законопроект о «сплите» ожидает второе чтение в парламенте. В проекте предлагается ликвидировать Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг (Нацкомфинуслуг), а также передать ее полномочия Национальному Банку Украины (НБУ) и Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).
Модель с тремя регуляторами рынка финансовых услуг действует в Украине с 2003 года. НБУ осуществляет надзор за рынком банковских услуг, деятельностью по перечислению средств и валютными операциями. НКЦБФР отвечает за рынок ценных бумаг и производных ценных бумаг. Нацкомфинуслуг регулирует деятельность небанковского сектора. Однако за 15 лет такая регуляторная политика не продемонстрировала своей эффективности. Несовершенство правовой базы регулирования небанковского финансового деятельности, дублирование функций органами надзора и регулирования, чрезмерная зарегулированность разрешительных процедур финансовым учреждениям являются теми факторами, которые сдерживают развитие рынка небанковских финансовых услуг.
Cодержание реформы
Согласно Проектом Закона №2413-а, к сфере регулирования и надзора Национального банка будет передано: страховые компании, ломбарды, кредитные союзы, лизинговые, факторные компании, микрофинансовые организации. НКЦБФР, в свою очередь, получит полномочия по регулированию и надзору за негосударственными пенсионными фондами, фондами финансирования строительства, фонды операций с недвижимостью и их администраторами/управляющими. Следовательно, в случае вступления в силу соответствующего закона, НБУ, например, отвечать за значительную часть небанковского финансового рынка и станет основным органом, который будет выдавать лицензии, как банкам, так и большинства небанковских финансовых учреждений.
НБУ уже подготовил проект Белой книги по регулированию небанковского рынка финансовых услуг и разработал план дальнейших действий после принятия законопроекта № 2413-а, в частности, в той части небанковского рынка финансовых услуг, которая будет относиться к компетенции НБУ в будущем. НКЦБФР также готовится к получению новых полномочий. В этом контексте следует сказать, что принятие законопроекта №2413-а станет первым шагом к внедрению второго уровня пенсионной системы, что крайне важно для старта пенсионной реформы в Украине.
Государственным органам необходимо будет обеспечить непрерывность всех процессов по передаче полномочий. С этой целью законопроектом предусмотрен переходный период после принятия законопроекта. В первые двенадцать месяцев отдельные положения закона не будут действовать — НБУ и НКЦБФР направлять свои усилия на осуществление эффективной и скоординированной передачи полномочий от Нацкомфинуслуг. В этот период укрупненные регуляторы будут анализировать рынок небанковских финансовых услуг, подготовят новые подзаконные нормативно-правовые акты и внесут изменения в существующие, будут налаживать работу с игроками рынка. То есть сразу особых изменений никто не почувствует. Правила игры определенное время будут оставаться такими, как раньше. Впоследствии изменятся только органы, к которым, соответственно, перейдут функции надзора и регулирования.
Краеугольный камень
Бизнес заинтересован в упрощении разрешительных процедур и сокращении сроков их проведения. Прежде всего, это касается подхода к лицензированию, а принятие законопроекта №2413-а как раз и дает основания ожидать уменьшения количества процедур для доступа на рынок.
Реформа украинского финансового сектора также частью мероприятий, направленных на имплементацию правовых актов Европейского Союза в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, а также — одно из условий сотрудничества нашей страны с МВФ. Всемирный банк, отмечая прогресс Украины в урегулировании проблем в банковском секторе, также ожидает продолжения реформирования финансового сектора, а именно — небанковского сектора рынка.
Если взглянуть на мировой опыт, то концентрация функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг присутствует довольно часто. Например, в Европейском Союзе почти в двадцати странах работает именно такая интегрированная модель, которую предлагает нам законопроект №2413-а. И она успешно работает уже не одно десятилетие.
Некоторые участники небанковского сектора бьют тревогу, что, получив полномочия Нацкомфинуслуг, новые регуляторы начнут вывод с рынка слабых игроков. Прежде всего, речь идет о страховых компаниях, которые будут относиться к сфере ответственности НБУ. Страховщики опасаются, что так же, как НБУ лишал лицензий десятки банков начиная с 2014 года, аналогичная судьба ожидает и их.
Такое развитие событий нельзя исключать. Сегодня на рынке страховых услуг сложилась ситуация, когда активную деятельность ведет меньше половины действующих 300 страховых компаний. К тому же, почти 80% всех клиентов — это клиенты 30 крупнейших страховщиков. Острой проблемой остается невыплата страховщиками страховых выплат. Пострадавшими являются сотни тысяч клиентов, которые годами ожидают выплаты. Рынок страховых услуг является ярким примером того, что в небанковском секторе назрела необходимость в реформировании.