Дата публикации: 20 мая 2016
Алена Омельченко, партнер, адвокат, руководитель практики международной торговли
Источник: «Европейская правда»
27 апреля 2016 года на заседании правительства Молдовы было принято постановление, которым установлена тарифная квота на некоторые товары из Украины.
Это означает, что выше установленной квоты будет взиматься пошлина на уровне связанной ставки Молдовы в ВТО. Ожидается, что ограничения вступят в силу сразу после обнародования (предполагается, что это будет в ближайшие дни) и будут действовать до 1 января 2017 года.
В этой связи важно напомнить, что торговые отношение между Украиной и Молдовой регулируются международными договорами и страны не имеют права в одностороннем порядке изменять правила торговли.
В случае нарушения торговых обязательств пострадавшая страна может задействовать механизмы урегулирования спора. Для этого очень важно определить, какой именно договор был нарушен и по какой процедуре можно оспорить нарушение.
Что нарушила Молдова?
Молдова при вступлении в ВТО взяла на себя обязательства не повышать уровень пошлин выше связанных ставок, которые были зафиксированы в тарифном графике, и предоставлять торговый режим без дискриминации для всех стран ВТО, включая Украину.
В соответствии с правилами ВТО, существует возможность применения более либерального режима торговли, если дополнительно заключается соглашение о таможенном союзе или зоне свободной торговли.
Ратифицировав Договор о зоне свободной торговли СНГ от 18.10.2011 года, Молдова обязалась обнулить пошлины во взаимной торговле с Украиной на двустороннем уровне. В статьях 2 и 3 Договора предусмотрено, что стороны не применяют таможенные пошлины и количественные ограничения во взаимной торговле, кроме тех исключений, которые разрешены статьями 8 и 9 Договора.
Таким образом, Договор, при определенных условиях, дает право введения специальных защитных мер только в результате расследования, когда импорт осуществляется в таких количествах и на таких условиях, которые наносят ущерб или создают неотвратимую угрозу ущерба, а также в связи с демпинговым или субсидируемым импортом.
Эти же правила закреплены и в соглашениях ВТО.
Специальные защитные меры вводятся в виде пошлин или квот и применяются ко всем странам, а не к одной конкретной.
Существуют четкие требования к уведомлению Комитета ВТО о защитных мерах, о начале расследования, установлении ущерба и принятии решения о введении мер.
То есть заинтересованная сторона ВТО имеет право заранее ознакомиться с материалами расследования, защитить свои интересы в рамках процедуры, принять участие в публичных слушаниях и консультациях, потребовать предоставления уступок по другим товарам…
Таким образом, если предположить, что молдавским производителям наносится ущерб резким возросшим импортом из Украины, то Молдова должна была начать специальное защитное расследование, а не игнорировать требования международных договоров, повышая пошлины в одностороннем порядке.
Тем самым наши соседи нарушили Договор о зоне свободной торговли СНГ, а также принцип создания зон свободной торговли, заложенный в ст. 24 Соглашения ГАТТ и Соглашение о защитных мерах ВТО.
Каковы дальнейшие действия Украины?
Правительство Украины приняло превентивные меры для разрешения этого вопроса, проводя встречи на уровне послов, направляя официальные письменные обращения, консультируясь на экспертном уровне, состоялся даже телефонный разговор на уровне вице-премьеров.
Безусловно, и в дальнейшем стоит придерживаться своей дипломатической тактики разрешения проблемного вопроса, запросив консультации, желательно — на уровне не ниже заместителей министров, чтобы увеличить вероятность получения желаемого результата.
Если в течение разумного времени ограничения не будут отменены, стоит предположить, что последует адекватная реакция Украины в виде ответных мер за недружественные и дискриминационные действия, как об этом заявил вице-премьер Степан Кубив.
В любом случае не стоит сомневаться, что Киев отреагирует на нарушения Кишинёва. Этот вопрос имеет принципиальный характер с точки зрения «цепной реакции» со стороны других стран-участниц Договора, а также вероятности дальнейшей пролонгации мер на 2017 год или расширения мер на более широкий перечень товаров.
При этом действовать надо быстро — при вступлении в силу ограничений предложенный Кишиневом объем квот будет исчерпан уже к осени.
Рассмотрим же основные юридические механизмы, которые может использовать Украина.
Есть ли надежда на арбитраж СНГ?
Главная сложность в том, что урегулирование спора между Украиной и Молдовой должно осуществляться по процедуре, предусмотренной Договором о зоне свободной торговли СНГ.
В соответствии со статьей 19 Договора, Украина может запросить консультации у Молдовы в целях достижения взаимоприемлемого устранения возникших разногласий, если сочтет, что Молдова не выполняет своих обязательств по Договору и такое невыполнение обязательств наносит или угрожает нанести ущерб экономическим интересам.
Если стороны не достигнут согласия, спор может быть передан на рассмотрение комиссии экспертов в соответствии с процедурой разрешения споров, являющейся неотъемлемой частью договора.
В соответствии с установленными правилами, спор может рассмотреть комиссия экспертов, состоящая из трех человек, которые выбираются из списка экспертов, опубликованного на сайте Исполнительного комитета СНГ.
Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина представила свои кандидатуры экспертов, но большинство из указанных лиц являются служащими органов государственной власти стран-участниц. Например, от Молдовы определены три кандидатуры — один сотрудник Минюста и два сотрудника Минэкономразвития.
Соответственно, не стоит ожидать беспристрастного разбирательства без влияния страны на решение эксперта.
Более того, оперативно созвать экспертов и рассмотреть спор Украина не сможет, поскольку в государственном бюджете Украины не предусмотрены средства на оплату услуг экспертов, а также не принят порядок привлечения юридических советников для урегулирования споров.
На практике с момента вступления в силу Договора Украина один раз проводила консультации по ст. 19 Договора, и то по инициативе России, в связи с введением Украиной специальных пошлин на легковые автомобили. В итоге РФ не созывала комиссию экспертов, а предпочла присоединиться к спору в ВТО, который инициировала Япония.
Учитывая сложности, которые возникают в связи с реализацией положений по процедуре, предусмотренной этим Договором, не стоит ожидать, что Украина пойдет по этому пути разрешения спора.
Судиться в Молдове
Не стоит забывать о возможности оспорить решение в национальных судах Молдовы, поскольку постановление было принято с нарушением внутреннего законодательства этой страны.
В статье 8 Конституции закреплено, что Республика Молдова обязуется соблюдать Устав Организации Объединенных Наций и договоры, одной из сторон которых она является, строить свои отношения с другими государствами на общепризнанных принципах и нормах международного права. Один из основных принципов международного права, закрепленный в Уставе ООН, гласит, что «договоры должны исполняться».
Договор о зоне свободной торговли СНГ надлежащим образом ратифицирован Молдовой имеет высшую юридическую силу над принятым постановлением правительства.
Другой вопрос, насколько судебная система Молдовы готова принять независимое и беспристрастное решение.
ВТО и ответные меры
В соответствии с Договоренностью ВТО о правилах и процедурах разрешения споров, Украина имеет право запросить консультации для достижения взаимоприемлемого устранения возникших разногласий по нарушению норм ВТО и в дальнейшем созвать группу экспертов для урегулирования спора, если в этом будет необходимость.
В этом вопросе Евросоюз поддержит Украину, поскольку подобный негативный прецедент может задеть интересы и ЕС, недавно заключившего с Молдовой Договор об ассоциации, включающий зону свободной торговли.
Недостатком этой процедуры может быть ее длительность. Пока дело дойдет до урегулирования спора, временные меры прекратят свое действие.
К тому же Молдова не применила пошлину выше связанной ставки в ВТО и не нарушила свои тарифные обязательства, закрепленные в соглашениях ВТО, поэтому Украине будет сложнее доказать нарушения, ссылаясь только на нормы ВТО.
Вместе с тем, обращение к этому механизму поможет избежать продления мер на 2017 год и обязать Молдову не принимать подобные решения в дальнейшем.
Остается единственный оперативный ответный шаг — принятие адекватных мер в отношении молдавского импорта.
Де-факто Украина также может отойти от своих международных обязательств и ввести адекватные меры в ответ на основании закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Практика применения таких мер в Украине уже существует, например, введение мер против Беларуси и Узбекистана в 2015 году.
Адекватные меры могут быть приняты очень оперативно, но быстрее всего возникнут проблемы с определением товара, который попадет под действие мер, ведь, по данным Госстата Украины за 2015 год, общий товарооборот Украины с Республикой Молдова составляет $565,5 млн, из них экспорт — $524,3 млн, импорт — $41,2 млн.
Недостаток этого механизма состоит в том, что Украина сама окажется нарушителем Договора.
Позитив – это быстрый способ реакции и наличие позиции при переговорах.