Дата публикации: 14 марта 2013
Вадим Кизленко, адвокат
Источник: «Компаньон»
Квалифицированные арбитражные управляющие
Закон повышает квалификационные требования к арбитражным управляющим. Отныне им сможет стать человек, имеющий высшее образование, трехлетний опыт работы по специальности или один год на руководящей должности, владеющий государственным языком, прошедший стажировку и сдавший государственный экзамен. Все арбитражные управляющие будут обязаны каждые два года подтверждать свою квалификацию.
Управляющим предоставили также возможность нанимать себе помощников, заключив с ними трудовой договор. Напомню, что до недавнего времени взаимоотношения арбитражных управляющих с их помощниками регламентировались нотариально оформленной доверенностью. Теперь деятельность помощника будет закреплена на законодательном уровне. Ранее арбитражные управляющие также имели возможность выдавать, что вызывало дискуссии в отношении законности передоверия ими своих полномочий.
Арбитражным управляющим уже не обязательно будет регистрироваться в органах налоговой службы как субъектам предпринимательской деятельности, поскольку закон относит их к самозанятым лицам.
Сокращенные сроки и прозрачность
Одним из новшеств является существенное сокращение сроков проведения процедуры банкротства. Такое сокращение – вопрос достаточно дискуссионный. С одной стороны, вполне логично, что распоряжение имуществом, санация и ликвидация предприятий не должны затягиваться на долгие годы, с другой – возникает вопрос, смогут ли арбитражные управляющие уложиться в отведенное законом время, особенно если речь идет о банкротстве большого предприятия. Управляющие обязаны совершить ряд необходимых процессуальных действий: провести инвентаризацию всего имущества, перечень которого может составлять несколько сотен, а может, и тысяч позиций; провести финансовый анализ деятельности; рассмотреть требования всех кредиторов.
Не исключено, что сокращение сроков процедуры банкротства может негативно отразиться на ее качестве, от чего могут пострадать кредиторы.
Интересы кредиторов
Авторы закона решили встать на защиту тех кредиторов, которые в силу различных причин пропустили 30-дневный срок доверенность для подачи своих заявлений на возмещение денежных средств, Напомню, что согласно старой редакции закона требования таких кредиторов считались автоматически погашенными. По новым правилам такие кредиторы будут включаться в шестую очередь кредиторов.
Стоить отметить, что включение таких кредиторов в шестую очередь в значительной мере является декларативной нормой, поскольку, как показывает опыт, зачастую денег хватает только для удовлетворения требований кредиторов первых четырех очередей. Процент удовлетворения требований кредиторов пятой и шестой очередей очень невысок. Безусловно, требования таких кредиторов будут признаны, но вряд ли они смогут вернуть свои деньги.
Однако норма о включении кредиторов, пропустивших сроки подачи заявления в шестую очередь, была одним из требований, которое предъявляли разработчикам документа представители Евросоюза и Европейского банка.
Но несомненным плюсом нового закона является предоставление права вето на план санации залоговым кредиторам, а также автоматическое включение в состав комитета кредиторов лица, имеющего 25% и более признанных судом денежных требований к должнику.
Предупреждение «технических» банкротств
Среди явных преимуществ новой редакции закона хотелось бы отметить усовершенствование привычного порядка производства по делу о банкротстве.
Ранее для начала такой процедуры было достаточно подачи заявления от кредитора или самого должника. Суд проверял, что заявление составлено надлежащим образом, принимал решение о начале процедуры и вводил мораторий, который позволял должнику не выполнять денежные обязательства перед конкурсными кредиторами. Примечательно, что кандидатуру арбитражного управляющего предлагали кредиторы, инициировавшие начало процедуры банкротства. Сегодня порядок производства по делу о банкротстве следующий: получив заявление от кредитора или должника, суд постановляет определение о принятии заявления к рассмотрению. После принятия заявления о банкротстве он определяет дату подготовительного заседания, а автоматизированная система назначает арбитражного управляющего. Следует обратить внимание, что в случае, если от распорядителя имущества, определенного автоматизированной системой, не поступило соглашения о его назначении, суд имеет право назначить другого распорядителя имущества из реестра арбитражных управляющих. В ходе подготовительного заседания судья изучает законность и обоснованность требований инициирующего кредитора, а также анализирует, есть ли основания для возбуждения дела о банкротстве. В случае обоснованности требований инициирующего кредитора возбуждается дело о банкротстве, вводится мораторий, назначается распорядитель имущества.
Примечательно, что отдельные эксперты связывают появление новой редакции закона о банкротстве с желанием власти распродать активы государственных компаний и предприятий. Стоит отметить, что банкротство госпредприятий было возможно и при старой редакции закона, но раньше действовал мораторий на реализацию имущества госкомпании и предприятий. В итоге кредиторы не могли обратить взыскание на имущество госпредприятия-должника. И в ходе процедуры банкротства госпредприятия наталкивались на так называемую проблему замкнутого круга: чтобы ликвидировать предприятия, нужно продать имущество и погасить долги перед кредиторами, но при этом закон запрещает продавать активы предприятия- банкрота. Новая редакция закона снимает эту проблему.