Дата публикации: 29 июля 2014
Роман Марченко, адвокат, старший партнер
Источник: «Экономическая правда»
Агрессивная политика Российской Федерации заставила руководство нашей страны фактически прекратить сотрудничество в военно-промышленной сфере с Россией. Подобный шаг является вполне логичным, поскольку наши оборонные заводы поставляли комплектующие для российской военной техники и вооружений, которые абсолютно реально завтра могут быть использованы против наших армейцев и силовиков зоне АТО на Донбассе.
В то же время, часть стратегических предприятий, в частности авиационной промышленности, пока продолжают сотрудничество с российскими компаниями, поскольку подписанные ранее межправительственные соглашения между нашими странами после агрессии России не были отменены. Следовательно, все договоренности пока подлежат исполнению со стороны Украины.
Более того, Украина готова к реализации совместных проектов в авиапроме. Но политические действия руководства РФ не оставляют для нашей страны другого варианта, кроме как прекращение любого рода сотрудничества.
Примечательно, что после фактического начала необъявленной войны, многие российские политики и эксперты начали заявлять о том, что РФ должна «присвоить» все совместные проекты, активное участие в которых принимали украинские предприятия. Мол, если проект был совместным, то Россия имеет все права на результаты совместной деятельности. Но это далеко не так, поэтому желающим присвоить украинские разработки следовало бы поубавить свои аппетиты.
В авиастроении, например, действуют следующие правила. Если конструкторское бюро является «живым», без его согласия не могут совершаться какие-либо действия, например, по внесению изменений в типовую конструкцию воздушного судна.
К примеру, сейчас в Воронеже по лицензионному соглашению налажено производство ближнемагистрального пассажирского самолета АН-148, разработчиком которого является АНТК им. Антонова. Отечественное государственное предприятие как разработчик технической документации получает роялти с каждого выпущенного в Воронеже самолета Ан-148. Российская сторона без согласования с «Антоновым» не имеет права заменить деталь, указанную в технической документации, на какой-нибудь аналог, или провести модернизацию самолета.
Безусловно, российская сторона и в этом может проигнорировать нормы международного права и незаконно использовать технические наработки АНТК им. Антонова для производства и модернизации самолетов в РФ. Тем более что подобную незаконную модель поведения российское руководство уже пытается использовать в отношении советских наработок украинского предприятия – АН-124 «Руслан» и других.
Но попытка обойти права разработчика техники приведет только к применению дополнительных санкций в отношении РФ. Вся авиатехника, произведенная или модернизированная без согласия ГП «Антонов», не сможет эксплуатироваться за пределами РФ. Хотя Россия уже доказала всему миру, что соблюдение международных норм является для нее скорее вопросом удобства, нежели приоритета.
Сегодня многих интересует вопрос о механизмах раздела совместных производственных проектов в случае, если стороны согласятся разорвать соглашения цивилизованным путем. Хочу заметить, что единого механизма раздела украино-российских программ сотрудничества быть не может. Каждый проект имеет свои особенности, которые необходимо изучать и учитывать. Это достаточно кропотливый процесс, который, скорее всего, придется, к сожалению, пройти и, не исключено, что в судебной плоскости.
Стоить отметить, что военная агрессия РФ негативно отражается не только на развитии отечественного авиапрома, но и на рынке авиаперевозок. Нужно отдавать себе отчет, что наша страна находится в состоянии войны, и это дорого обходится как государству, так и рядовым гражданам. Платежеспособность населения падает. Как результат, сокращается количество проданных авиабилетов.
К тому же, аннексией Крыма нас всех лишили 5% территории нашей страны, а украинских авиаперевозчиков лишили направления, на котором в летний период всегда наблюдался повышенный спрос.
События на Донбассе, и особенно сбитый сепаратистами малазийский Боинг, также не способствуют нормализации работы авиакомпаний.
Все перечисленные причины свидетельствуют о том, что внутренний рынок авиаперевозок будет падать, вопрос лишь в глубине этого падения. Моя оценка – рынок украинских авиаперевозок по результатам текущего года «просядет» не менее, чем на 25-30%.