Дата публикации: 8 августа 2024
Валерия Гудий, адвокат, партнер
Источник: «Юридическая Газета»
Украина определила европейский вектор своей внешней политики, что было закреплено в статье 11 Закона Украины «Об основах внутренней и внешней политики». Для вступления в ЕС страна должна интегрироваться в европейское политическое, экономическое, правовое пространство.
В 2014 году было подписано Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами. В рамках Соглашения стороны обязались усилить диалог и сотрудничество в таких областях, как обеспечение достойных условий труда, политика занятости, охрана труда, социальный диалог, социальная защита, инклюзия, гендерное равенство и недискриминация.
Украина взяла на себя обязательство постепенно гармонизировать свое законодательство с правовыми нормами, стандартами и практикой ЕС в сферах занятости, социальной политики и равных возможностей, как указано в Приложении ХL к Соглашению об ассоциации.
С началом войны курс на европейскую интеграцию начал стремительно развиваться. 23 июня 2022 года стране был присвоен статус кандидата в члены ЕС, а уже 14 декабря 2023 года стартовали переговоры о вступлении в Европейский Союз. В связи с этим перед законодателями встала острая необходимость адаптировать и реформировать национальное законодательство, а юристы столкнулись с задачей освоения нового для них права ЕС.
Основы права ЕС
Право ЕС многогранно и нацелено на соблюдение общих ценностей, таких как человеческое достоинство, свобода, равенство и солидарность. Государства-члены ЕС придерживаются принципов демократии и верховенства права для эффективного функционирования единого европейского рынка, который невозможно создать без координации в области регулирования условий труда.
Право ЕС представляет собой правовую систему, которая сформировала новый правовой порядок в международном праве, в пользу которого государства-члены ограничили свои полномочия в определенных сферах. Право ЕС подразделяется на первичные и вторичные источники права.
Договор о функционировании Европейского Союза и Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор) являются основными (первичными) источниками права ЕС. Эти документы закрепляют ключевые принципы Союза, определяют его институции, устанавливают их полномочия и очерчивают сферы, в которых принимаются вторичные законодательные акты.
Законодательное регулирование права ЕС
Для выполнения задач ЕС его институты (Европейский Парламент, Совет Европейского Союза и Европейская Комиссия) принимают регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения в зависимости от своих полномочий.
Регламенты ЕС обязательны в полном объеме и подлежат прямому применению во всех государствах-членах. Это является одним из главных отличий регламентов ЕС от директив ЕС: регламенты воздействуют непосредственно и создают правовые последствия для абстрактно определенных категорий лиц, хотя иногда они касаются ограниченного круга конкретных субъектов.
Директивы обязательны для достижения результата, указанного для каждого государства-члена, которому они адресованы, однако оставляют национальным властям свободу выбора формы и методов его достижения. Таким образом, директивы Европейского парламента и Совета ЕС не являются национальными законами стран-членов ЕС и не действуют для граждан или юридических лиц этих стран. Они принимаются для стран, обязавшихся адаптировать свое национальное законодательство в соответствие с правом ЕС.
Решения ЕС подлежат обязательному исполнению в полном объеме. Они могут быть адресованы как отдельным государствам-членам ЕС, так и конкретным физическим или юридическим лицам, и будут обязательны исключительно для них, выполняя, по сути, роль индивидуальных административных актов. Примером является частая практика принятия решений в области конкуренции.
Рекомендации и заключения ЕС не обладают обязательной юридической силой, однако имеют правовые последствия, поскольку используются, например, при толковании обязательных актов ЕС.
Руководящие принципы политики занятости стран-членов ЕС
Для эффективного функционирования внутреннего рынка и обеспечения соблюдения основополагающих прав, закрепленных в Европейской социальной хартии 1961 года и Хартии Сообщества об основополагающих правах работников 1989 года, ЕС ставит перед собой следующие цели:
- способствовать занятости;
- улучшать условия жизни и труда людей;
- поддерживать социальную защиту и профессиональное развитие;
- улучшать диалог между работодателями и наемными работниками.
Для достижения этих целей ЕС поддерживает и дополняет деятельность государств-членов путем принятия директив с минимальными требованиями, которые следует постепенно внедрять государствам-членам в таких областях:
- рабочая среда (защита здоровья и безопасности работников);
- условия труда;
- социальная защита работников;
- защита работников после окончания действия трудового договора;
- коллективную защиту интересов работников;
- равенство женщин и мужчин на рынке труда.
Имеющиеся акты носят общий и координирующий характер. Однако, акты (директивы), устанавливающие условия труда на внутреннем рынке, должны быть транспонированы в законодательство Украины для получения полноправного членства в ЕС и выполнения обязательств по Соглашению об ассоциации.
Адаптация трудового законодательства Украины к законодательству ЕС
Несмотря на то, что Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС полностью вступило в силу с 1 сентября 2017 года, украинские законодательные органы недостаточно активно работали над приведением национального законодательства в соответствие с нормативными актами ЕС, предусмотренными в Соглашении.
Согласно выводам Еврокомиссии по результатам анализа изменений законодательства в области социальной политики и занятости на ноябрь 2023 года, Украина находится на ранней стадии подготовки и достигла лишь незначительного прогресса.
В своем отчете за 2023 год Европейская комиссия подчеркнула необходимость обновления Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ) и его приведения в соответствие с европейским законодательством. Комиссия также указала на высокий уровень незадекларированного труда в стране, ограниченные полномочия Государственной службы Украины по вопросам труда и недостаточное влияние Уполномоченного Верховной Рады по правам человека. Комиссия отметила необходимость гармонизации политики занятости Украины с соответствующими принципами ЕС и повышения эффективности социальных партнеров, таких как профсоюзы, что также является приоритетным направлением работы.
Создание единого с ЕС внутреннего рынка невозможно без усиленной координации в области регулирования условий занятости. Основные препятствия на пути выполнения Украиной взятых на себя обязательств включают нехватку специалистов в органах исполнительной власти, занимающихся адаптацией национального законодательства к праву ЕС, дефицит финансовых ресурсов, необходимость значительного времени для перевода актов ЕС на украинский язык, а также вызовы, связанные с вооруженной агрессией со стороны российской федерации.
Эти проблемы можно преодолеть, привлекая широкий круг экспертов к работе над адаптацией законодательства и усиливая участие работодателей и профсоюзов в обсуждении правительственных законопроектов. Верховенство права, демократия, человеческое достоинство, свобода, равенство и солидарность — это ценности, присущие украинцам и разделяемые европейскими государствами. Поэтому каждый украинский профессионал уже сегодня может начать овладевать законодательными актами ЕС для их правильного понимания и применения.