Дата публикации: 17 декабря 2018
Бец Нина, юрист
Источник: «Юридическая Газета»
Международное сообщество ведет глобальную борьбу с избеганием налогообложения, финансированием терроризма и отмыванием средств. Дальнейшее использование оффшорных компаний в международных структурах является невозможным.
С каждым днем все больше усиливаются меры контроля за деятельностью банков, а те в свою очередь, опасаясь больших штрафов, детально изучают своих клиентов.
Теперь для того чтобы открыть счет в иностранном банке необходимо доказать фактическое присутствие компании в месте ее регистрации. Нужно предоставить доказательства, подтверждающие наличие реального офиса, трудоустроенных работников, а также доказательства, подтверждающие ведение бизнеса – наличие реальных контрагентов и контрактов с ними.
На сегодняшний день, для того чтобы воспользоваться соглашением об избежании двойного налогообложения при выплате пассивных доходов нерезиденту уже не будет достаточным только наличие справки-подтверждения статуса налогового резидента. С целью применения льготной ставки налогов, необходимо доказать тот факт, что получатель дохода является бенефициарным (фактическим) владельцем дохода. При этом, бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода не может быть юридическое или физическое лицо, даже если такое лицо имеет право на получение дохода, но является агентом, номинальным держателем (номинальным владельцем) или только посредником относительно такого дохода. Также с целью предотвращения злоупотребления налоговыми соглашениями планируется введение теста основной цели (Principal Purpose Test). Тест основной цели означает, что льготы согласно налоговому соглашению не будут предоставляться для прибыли или капитала в случае, если есть основания полагать, что получение такой льготы было одной из основных целей транзакции. Внимание будет обращаться на то, была ли коммерческая цель и сущность в назначении осуществления транзакции, или данная операция, главным образом, имела своей целью получение налоговых льгот.
Существует множество налоговых аспектов, на которые необходимо обращать внимание в рамках международной реструктуризации; к основным, по моему мнению, относятся: правила трансфертного ценообразования, правило «тонкой капитализации», правила отчетности международных групп компаний в разрезе стран (CbC Report / local file).
О правилах трансфертного ценообразования
Правила трансфертного ценообразования предполагают, что прибыль от всех трансграничных операций (соответствующих критериям контролируемых операций) должна определяться в соответствии с принципом «вытянутой руки». Согласно принципу «вытянутой руки» объем налогооблагаемой прибыли считается определенным правильно, если условия (цены) сделки между связанными лицами не отличаются от рыночных условий.
В случае выявления несоответствий условий одной или более контролируемых операций рыночным условиям, налогоплательщику будут доначислены налоговые обязательства, которые у него возникли бы при рыночном ценообразовании и правильном определении прибыли.
Критерии для определения операции как контролируемой содержатся в Налоговом кодексе Украины, а именно в п. 39.2. Контролируемыми операциями являются хозяйственные операции налогоплательщика, которые могут влиять на объект налогообложения налогом на прибыль предприятий налогоплательщика, а именно:
а) хозяйственные операции, осуществляемые со связанными лицами – нерезидентами;
б) внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже и/или приобретению товаров и/или услуг через комиссионеров-нерезидентов;
в) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, зарегистрированными в государствах (на территориях), включенных в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины;
г) хозяйственные операции, осуществляемые с нерезидентами, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являются налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица. Перечень организационно-правовых форм таких нерезидентов в разрезе государств (территорий) утверждается Кабинетом Министров Украины;
д) хозяйственные операции, осуществляемые между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине.
При этом, хозяйственные операции с нерезидентами (за исключением операций между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине) должны соответствовать одновременно следующим условиям:
— годовой налогооблагаемый доход налогоплательщика от любой деятельности должен превышать 150 млн грн (за вычетом НДС и акцизов) и;
— общая сумма операций налогоплательщика со связанным контрагентом-нерезидентом за год должна превышать 10 млн грн (за вычетом НДС и акцизов).
В случае с постоянным представительством, хозяйственные операции между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине признаются контролируемыми, если объем таких операций превышает 10 млн грн в год (за вычетом НДС и акцизов).
О правиле «тонкой капитализации»
Правило «тонкой капитализации» основывается на особенностях отражения в налоговом учете процентов по кредитам.
В случае превышения суммы долговых обязательств перед лицами-нерезидентами над суммой собственного капитала налогоплательщика более чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и лизинговых компаний более чем в 10 раз), процентные расходы по данным обязательствам отражаются по специальным правилам.
Если сумма всех кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от одного юридического лица и/или кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от других юридических лиц, гарантированных одним юридическим лицом, в отношении другого юридического лица превышает сумму собственного капитала более чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, осуществляющих исключительно лизинговую деятельность – более чем в 10 раз), то такие налогоплательщики увеличивают финрезультат до налогообложения на сумму превышения начисленных в бухгалтерском учете процентов по кредитам, займам и другим долговым обязательствам на 50% сумм:
— финансового результата до налогообложения;
— финансовых затрат;
— амортизационных отчислений по данным финансовой отчетности отчетного налогового периода, в котором осуществляются начисления таких процентов.
О правилах отчетности международных групп компаний в разрезе стран (CbC Report / local file).
Это правило пока не отражено в национальном налоговом законодательстве, однако его введение предполагается с имплементацией плана BEPS.
Оно предусматривает необходимость подготовки консолидированной финансовой отчетности в случаях наличия двух или более юридических лиц или образований без статуса юридического лица, связанных между собой по критериям владения или контроля таким образом, что, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности или другими международно признанными стандартами, составление финансовой отчетности является обязательным.
Проектом закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины с целью имплементации Плана противодействия размыванию базы налогообложения и выведению прибыли из-под налогообложения», подготовленным Министерством финансов и Национальным банком Украины, предусмотрены также другие налоговые аспекты, которые необходимо учитывать при осуществлении реструктуризации бизнеса.